Эвакуация. Тагил

Эвакуация. Тагил
В центре истории – гостья из Санкт-Петербурга, которая возвращается в город своего военного детства. Её глазами вы увидите современный Нижний Тагил, вместе с ней вернётесь в прошлое. Зрителей ждут шаги по улицам, наушники с аудиоисторией, видео, куклы и исторические артефакты. Начало променада – у Мемориала погибшим воинам-железнодорожникам на Садовой,15. Протяженность – около 3 км. Подробней о маршруте: ТУТ

ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ У ВАС МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ ВОПРОСЫ.
НА НЕКОТОРЫЕ МЫ ПОСТАРАЛИСЬ ОТВЕТИТЬ.

МЫ ВСЁ ВЫДУМАЛИ?

Наша аудиопостановка создана по пьесе драматурга Михаила Батурина. Он написал её, опираясь на архивы и исторические факты. Все герои, события и детали в спектакле – подлинные. Но, конечно, есть и вымышленные герои)

ДОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ИМЕНИ А. М. ГОРЬКОГО. ЧТО В НЁМ БЫЛО?

Дом культуры железнодорожников был открыт в 1928 году недалеко от железнодорожного вокзала, на пересечении современных проспекта Ленина и улицы Садовой. 
В Доме культуры были представлены все виды массового искусства: пел хор, работал джазовый оркестр. Именно здесь появилась первая в городе театральная сцена. В годы Великой Отечественной войны там выступали оркестры Утёсова, Покрасса, известные артисты и певцы. 8 мая 1946 года здесь начал работать Нижнетагильский драматический театр, спустя 9 лет переехавший в новое здание на Театральной площади. Позднее в Доме культуры проводились игры КВН, работал фотоклуб, художественная библиотека и два кинозала, куда приезжали известные артисты.

ЭВАКУАЦИЯ ЗООПАРКОВ НА УРАЛ

В годы Великой Отечественной войны Свердловский зоопарк принял «беженцев» – животных из Московского зоопарка. Летом 1941 года столичный зоопарк пострадал от бомбардировок. Чтобы спасти зверей, часть эвакуировали в Сталинград и Свердловск. Судьба сталинградской группы осталась неизвестной, а вот уральским «переселенцам» повезло больше.
Самым необычным «эвакуированным» оказалась слониха Нонна — подарок эфиопского императора Хайле Селассие I Сталину. Слониху подарили СССР в 1935 году в знак благодарности за военную помощь Эфиопии в борьбе с итальянцами. Сталин ненадолго оставил её на своей даче, а затем передал в цирк Дурова, откуда она попала в Московский зоопарк. Осенью 1941-го Нонну вместе с другими животными отправили в Ташкент, но из-за военной неразберихи эшелон оказался в Свердловске. В мороз слониха шла от вокзала до зоопарка пешком, а поскольку для неё не было подходящего помещения, её поселили в здании Крестовоздвиженского монастыря. Горожане, слышавшие её трубные звуки, пугались, думая, что в храме «воет дьявол». К сожалению, уральский климат оказался губительным для тропической гостьи: в январе 1942-го Нонна умерла от воспаления лёгких.
Несмотря на все усилия сотрудников зоопарка, многие эвакуированные животные не пережили тягот войны. Но история их спасения остаётся примером человеческой заботы даже в самые суровые времена.

ПРО ПАВЛА БАЖОВА И ПАННО «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК»

Писатель Павел Петрович Бажов создал уникальный авторский эпос об Урале, превратив заводской фольклор в литературные сказы. Его «Малахитовая шкатулка» – не просто сборник легенд, а искусный сплав фольклора и авторского вымысла, подаривший миру Хозяйку Медной горы, Серебряное копытце и других персонажей. Сказы написаны неповторимой «уральской особицей» – живым, насыщенным диалектами языком. 
Сказы Бажова – о неразрывной связи человека с природой, верности ремеслу и сопротивлении несправедливости. А ещё – о детской способности увидеть магию в простом: в сверкающем камне или искре костра.
Что касается декоративной чеканкой на стене дома быта «Эра», посвященной сказу Бажова о каменном цветке, то создана она скульптором Владимиром Дмитриевичем Полевым. Нет точной даты установления чеканки. Украшение интерьеров и фасадов общественных зданий в 1980-х было не просто в тренде, но даже регламентировалось рядом постановлений Минкультуры СССР.

ПОЧЕМУ ЛЕВИТАН ТАЙНО ВЕЩАЛ ИЗ СВЕРДЛОВСКА?

В 1941 году Юрия Левитана, главного диктора СССР, тайно перевезли в Свердловск по приказу Сталина. Это сделали для безопасности: московские радиостанции демонтировали, чтобы дезориентировать вражескую авиацию, а свердловская станция у озера Шарташ могла охватить всю страну. Чтобы не подрывать моральный дух народа, передачи шли под видом московских — знаменитое «Внимание, говорит Москва!» звучало из Свердловска. Имя Левитана в документах тщательно скрывали, сохраняя в тайне местонахождение «голоса Победы». 

С осени 1941-го по весну 1943-го диктор работал в подвале особняка на перекрёстке улиц Радищева и 8 Марта. Теперь здесь Музей военной истории «Свердловск: Говорит Москва!».

ПОСЛАНИЕ В СТЕНЕ: ПОЧЕМУ ЗАМУРОВЫВАЛИ И ЧТО ТАМ НАПИСАНО

Из щели в стене дома на проспекте Ленина мы находим письмо пленного немца. Это отверстие кукольники обнаружили во время создания спектакля и его назначение до сих пор не выяснено. Послание здесь никто не прятал. Однако это подлинный документ, а история его обнаружения – универсальная: после войны в стенах домов и других сооружений в советских городах действительно находили письма немецких военнопленных. 
Немецкие военнопленные сыграли значительную роль в восстановлении СССР после войны. Многие из них, тоскуя по дому и стремясь сохранить связь с родиной или просто оставить след, прятали записки в стенах возводимых зданий, фундаментах и бараках. Отправлять почту в Германию им запрещали. Эти послания, содержавшие личные переживания, имена или свидетельства (иногда от антифашистов), были попыткой зафиксировать свою историю для будущего, своеобразными «капсулами времени». Письма стали ценными артефактами и пронзительными свидетельствами человечности в условиях войны, напоминанием о стремлении сохранить идентичность и надежду.

ТЕКСТ ПИСЬМА

Мои дорогие!
Сейчас канун Нового года и, если я думаю о доме, у меня разрывается сердце. Так здесь всё плохо и безнадёжно. Уже четыре дня я не ел хлеба и живу только на супе в обед, а утром и вечером глоток кофе. Каждый день сто граммов мясных консервов или полбанки сардин в масле или немного плавленого сыра.
Везде голод, голод, голод и к тому же вши и грязь. Днём и ночью нас бомбят советские лётчики, и почти не прекращается артиллерийский огонь. Если в ближайшее время не свершится чудо, я здесь погибну. Мне очень плохо. Из вашего письма я узнал, что вы мне оправили посылку на 2 кг, в которой пакет с пирожными и мармеладом. Хед и Зиндерман тоже послали мне пирожные и другие деликатесы. Я всё время думаю об этих вещах, брежу до галлюцинаций и боюсь, что они до меня не дойдут.
Несмотря на то, что я очень измучен, ночью я не могу уснуть, лежу с открытыми глазами и думаю непрерывно о пирожных, пирожных.
Иногда я молюсь, иногда думаю о своей судьбе. При этом всё представляется мне бессмысленным и бесцельным. Когда и как придёт избавление? И что это будет - смерть от бомбы или от гранаты? Или болезнь? Все эти вопросы занимают нас постоянно. К тому же мучительные мысли о доме, тоска по родине стали уже болезнью. Как может все это вынести человек? Или все эти страдания - наказание Божие?
Мои дорогие, всё это я не должен был вам писать, но у меня уже истощилось терпение, я уже растерял свой юмор и мужество, я разучился смеяться. Здесь все такие - клубок дрожащих нервов. Все живут, как в болезненной лихорадке. Если из-за этого письма меня поставят перед военным трибуналом и расстреляют, то для моего измученного тела это будет избавлением от страданий. У меня больше нет надежды. И поэтому я прошу вас не очень сильно плакать, если вы получите известие, что меня уже нет в живых. Будьте добры в отношениях между собой и любите друг друга. Благодарите Бога за каждый прожитый день, потому что жизнь дома - это счастье.
С сердечной любовью Ваш Бруно. Ефрейтор Бруно Калига, п/п 20219б. Семье в Берлин, Бойссельштрассе, 44.

ПИСЬМО С ФРОНТА: КТО ПИСАЛ И ПОЧЕМУ СКЛАДЫВАЛИ ТРЕУГОЛЬНИЧКОМ?

Мы использовали типовое письмо с фронта из военных архивов. Таких посланий миллионы. Печальные и радостные, и просто чудесные – когда считавшихся погибшими вдруг находили целыми и невредимыми. 
Сам документ – художественная реконструкция, по создан по мотивам корреспонденции военного времени из специальной бумаги, которая не боится солнца, ветра и дождя.
Уникальная треугольная форма письма была продиктована суровой реальностью. Дефицит конвертов и бумаги заставлял использовать любые клочки; текст писали внутри, адрес – снаружи. Треугольник был практичнее листа, он не мялся в дороге, и любой солдат мог сложить его за секунды. Военная проверка НКВД требовала быстрого доступа к содержимому, а треугольник легко развернуть, проверить (вымарав запрещенное) и сложить обратно. Отправка не требовала марок и была бесплатной. Полевая почта работала четко – вагоны с письмами (до 70 млн в месяц!) цепляли к любым составам, обеспечивая скорость доставки. Для семьи такой треугольник означал главное: солдат жив! А вот в обычном конверте чаще приносил похоронку. Три угла треугольника символизировали Веру, Надежду, Любовь.

Чаще всего письма писали карандашом, потому что добыть чернила на фронте было сложно. Наше письмо написано шариковой ручкой.

ЛЕНИНГРАДЦЫ: ПОЧЕМУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЭВАКУАЦИИ НЕКОТОРЫЕ ОСТАЛИСЬ В ТАГИЛЕ?

Некоторые эвакуированные из блокадного Ленинграда остались в Нижнем Тагиле после войны. Основной причиной стала работа: ленинградские специалисты были востребованы на заводах, эвакуированных на Урал. Многие потеряли семьи в блокаду и не имели причин возвращаться, создав новые семьи на Урале. Возвращение осложнялось жилищным кризисом в Ленинграде и бюрократическими барьерами. Эвакуированные активно влились в жизнь города, участвуя в культурной и производственной сферах. Для многих Урал стал второй родиной, дав не только спасение, но и новую жизнь.

О ГОСПИТАЛЕ В ТРЕСТЕ «ТАГИЛСТРОЙ»

В годы Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле было развернуто 14 госпиталей общей сложность на 6 000 коек. За это время медикам госпиталей удалось оказать помощь 75 000 человек, из которых 70% были возвращены в строй.
Некоторые эвакогоспитали после переформирования отправлялись на фронт. Так произошло с эвакогоспиталем № 3741. Это один из многих советских госпиталей, прошедший всю войну. Он был развернут уже в августе 1941 года в школе № 6 им. А. П. Бондина (сейчас это здание известно как Трест «Тагилстрой», оно перестроено). В феврале 1942-го эвакогоспиталь в полном составе отправился на фронт. В октябре 1942 года и до июня 1946 года на его месте размещался головной госпиталь № 1150.
Памяти людей, работавших там, посвящена мемориальная доска на фасаде, её автор – Анатолий Глебович Неверов. Хрупкая девушка-медик — главный символ мемориальной доски, которую можно рассматривать как память о женщинах, служивши на фронте и в тылу. Моделью для художника послужила его жена – Людмила Ивановна, которая тоже была медработником, но уже в мирное время.

ЛЕЧЕБНАЯ ХВОЯ

Самый трудный период для военных эвакуационных госпиталей в Нижнем Тагиле пришёлся на 1942 год и первую половину 1943 года: не хватало бинтов, медикаментов и продовольствия. Весь город помогал медикам и раненым, организовали доставку хлеба, а также наладили производство хвойного отвара — источника витаминов в условиях их нехватки. 
Отвар из хвои широко использовался в годы войны для борьбы с авитаминозом. Его готовили в госпиталях и раздавали раненым. Отвар способствовал более быстрому заживлению ран и восстановлению после ранений. Особенно широко отвар применялся в блокадном Ленинграде. Для приготовления использовали метод получения дефицитной аскорбиновой кислоты из еловой хвои.

ГЕРОИ СПЕКТАКЛЯ: КТО НАСТОЯЩИЙ, КТО НЕТ?

Почти все герои спектакля существовали в реальности. Сотрудники театра, начальник Горкома и другие персонажи. Все, кроме Анны Перевозчиковой (Анечки), Пашки, Богдана и завхоза Антонины Зимоздры. Этих персонажей драматург Михаил Батурин придумал сам.

ПАРОВОЗ Л-1635 ИЗ ТАШКЕНТА

В 1983 году по инициативе начальника местного отделения Свердловской железной дороги Михаила Шапошникова, на привокзальной площади Нижнего Тагила был установлен памятник паровозу Л-1635. 
Л-1635, или, как его называли в народе «Лебедянка», был самым популярным послевоенным паровозом в СССР и сыграл важную роль в восстановлении и развитии хозяйства страны. Однако к началу 1980-х на эти паровозы уже исчезли с Урала. Тогда Шапошников разыскал «Лебедянку» в Ташкенте и привез в город. 
Под паровозом создали постамент с летописью железной дороги: от строительства Уральской горнозаводской магистрали в 1878 году до награждения орденами Ленина и Октябрьской революции. Сегодня памятник напоминает о вкладе железнодорожников в историю страны.

КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА

7 мая 1945 года, за два дня до Великой Победы, Нижнетагильская кондитерская фабрика произвела свои первые килограммы сладостей. Это была особая, «маленькая победа» города. Уже к празднику 9 Мая местные конфеты, торты и печенье заняли место на столах горожан.
Первая партия продукции отправилась в детсады, школы и госпитали. Небольшое предприятие с тремя цехами – конфетным, бисквитным и концентратным – выпускало разнообразные товары: сахарные сиропы, маринады, варенье, джемы и даже фруктовое вино.
Весь процесс долгие годы, вплоть до 1948 года, оставался ручным. Конфетные массы сбивали металлическими лопатками, раскатывали скалками и резали ножами. Помадку варили на дровяных печурках, конфеты глазировали вилками, шоколад грели в тазиках, а тесто месили и штамповали формочками, как на домашней кухне.
К концу XX века фабрика стала крупным производителем, предлагая покупателям по всей стране свыше 150 наименований кондитерских изделий. 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР И НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ

Детский театр в Нижнем Тагиле имеет дореволюционные корни: первые спектакли ставили ученики Выйского училища. В советский период при заводских клубах работали лишь агитбригады и самодеятельные коллективы, профессиональных постановок не было. Планы 1940 года о создании в городе театра кукол сорвала война.
Эвакуация принесла на Урал тысячи ленинградцев, включая творческую интеллигенцию. Осенью 1943-го в Нижний Тагил переехал Ленинградский Новый театр (ныне театр им. Ленсовета), давший 14 спектаклей на местной сцене. Это подготовило почву для главного события.
19 апреля 1944 года городская газета объявила «Областной комитет по делам искусств организует в Тагиле кукольный театр». 17 мая решение было подписано официально. Директором назначили Д. Л. Слонимскую, худруком – Ю. И. Матвееву.
Крошечная труппа из 9 энтузиастов (эвакуированные ленинградские актеры и тагильчане) начала с нуля: учились управлять куклами, создавать их и декорации. Костюмы шили из старых платьев актрис. Первой постановкой осенью 1944 года стала сказка Андерсена «Принцесса и свинопас», открывшая славную историю театра в непростое военное время.
В победном 1945-м создательница Нижнетагильского театра кукол Юлия Матвеева вернулась в Ленинград. Худруком стала Мария Логиновская – выпускница школы-студии МХАТ, которая приехала на Урал ещё до войны. Благодаря её активной деятельности, юный театр сумел выжить в тяжелейших условиях послевоенного времени и, как видите, радует зрителей по сей день!
Хотите узнать больше об истории нашего театра, его легендах, героях, куклах, спектаклях? Вам сюда: https://teatrkukol-nt.ru/history/

МЕМОРИАЛ ПОГИБШИМ ВОИНАМ-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМ

В день празднования векового юбилея Свердловской железной дороги (5 октября 1978 года) в Нижнем Тагиле открыли памятник воинам железнодорожных войск, которые погибли во время Великой Отечественной войны.
Своим творением автор памятника Анатолий Неверов постарался передать единство тыла и фронта, которое как обеспечивали именно железнодорожники.

СТЕЛА «ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ»

12 августа 2022 года в Нижнем Тагиле на площади перед железнодорожным вокзалом была установлена первая в Свердловской области стела «Город трудовой доблести».
Почётное звание Нижний Тагил заслужил! В годы Великой Отечественной войны тагильские предприятия дали фронту и стране более 4-х тонн чугуна, 900 тыс. тонн стали и 500 тыс. тонн металлопроката, которые использовались для производства танков и самолётов.
Высота стелы – более 17 метров. Автор проекта – скульптор-монументалист Денис Стритович.

Спектакли проекта

Эвакуация. Тагил

Новости проекта

  • К 80-летию Победы театр кукол создал спектакль-променад о тыловых годах города трудовой доблести 08.05.2025
  • Журнал «Культура Урала» о премьере спектакля-променада «Эвакуация.Тагил» и фестивале «Золотой ключик» 04.06.2025
  • Фотогалерея проекта

  • Премьера спектакля «Эвакуация. Тагил» 09.05.2025