В уральском издании вышла статья, посвященная трогательной премьере Нижнетагильского театра кукол.
Про верность, выбор и шансы
Литературная дата этого года — 165‑летие со дня рождения Антона Павловича Чехова. И хотя он и без всяких дат остается одним из любимых писателей и драматургов, чьи произведения — на все времена, в очередной раз принести дань уважения классику в юбилейный год — точно не лишнее.
Этим летом Нижнетагильский театр кукол явил городу и его гостям «Каштанку». Одна из самых знаменитых чеховских историй — о собачке, чья судьба как грустно-веселое приключение: потеря хозяев, служба в цирке, новые друзья и возвращение в старый дом. Рассказ был переведен на иностранные языки еще при жизни автора. У нас, людей взрослых, он непременно ассоциируется с детством. При одном упоминании о «Каштанке» возникают кадры из советского мультика: добрый столяр, его премилый сынок, большая любовь всех ко всем и, конечно, хеппи-энд — счастливая встреча с потерявшимся четвероногим другом. Но у Чехова все совсем по-другому… Печально… Когда найти того, кого однажды потерял, не равно счастью…
Творческая команда театра во главе с режиссером Ольгой Штырляевой не просто решила напомнить зрителю, что «Каштанка» — это, прежде всего, про неизбывную собачью преданность, про выбор, правильный и неправильный, про уродливую любовь, но и поставила задачу: показать метафоричность истории. И что это очень взрослая вещь, которую надо перечитывать, пересматривать, находить новые смыслы и честно отвечать себе на важные вопросы.
«Мы все понимаем, что Антон Павлович не мог писать только про собаку. Это история про человека. Про женщину… История об упущенном шансе, который все‑таки дается, когда закрываются все двери, как пишет сам Чехов, когда думается, что лучше застрелиться… Именно в такой момент в жизни Каштанки появляется мистер Жорж, но она в итоге отказывается от своего шанса… Почему? Хочется, чтобы каждый подумал над этим сам… Почему мы возвращаемся туда, где нет света?» — рассуждает режиссер.
В спектакле используются несколько видов кукол, видеопроекции, элементы теневого театра и живой актерский план. Кстати, куклы невероятно милые, особенно собака и гусь. А вот столяр и его сын — будто пришедшие из фильма ужасов — отлично передают выписанные Чеховым характеры персонажей. Кто забыл: это не милые люди из мультика, а настоящие живодеры, говоря языком современным… И чтоб вернуться к ним после головокружительного успеха в цирке и понимания, что же такое порядочный хозяин, надо действительно страдать суперпреданностью. Художественное оформление, световое решение и музыкальное сопровождение спектакля усиливают драматизм. Сразу понимаешь — ничего доброго тут не жди. Все грустно и мрачно…
Роль Каштанки в новой постановке исполняют сразу четыре актрисы. Они — душа героини, ее внутренний голос, сомнения и терзания… Артистке Татьяне Швендых досталась часть этой роли без текста. Ее задача — только работа с куклой.
«С каждой куклой знакомишься, как с первой, — говорит актриса. — Они разные. Я давно не имела дела с марионеткой, да еще художник придумал к этому спектаклю куклу с управлением, с каким я еще не работала. Было непросто, но мы с «героиней» подружились. Полюбили друг друга…»
Перед постановкой актеры перечитывали рассказ, много рассуждали о собачьей верности и очень захотели донести до зрителя, что Каштанка поступает неправильно, возвращаясь в старый дом.
В театральной афише новая постановка заявлена с возрастным ограничением 12+. Однако зрителям более младшего возраста тоже можно с ней познакомиться, а старшей аудитории — тем более. На примере «Каштанки» стоит говорить о настоящей любви: и к животным, и к людям, о важности выбора и, конечно, о шансах. Потеряться — не значит пропасть… Иногда это может стать началом новой жизни. Судьба всегда предлагает выход, подбрасывает спасательные круги… Важно понять, как этим пользоваться. Разбираемся с помощью театра…
Оксана ИСУПОВА
Выпуск №7 (133), сентябрь, 2025 год, стр. 20-21.
https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/ku_102025.pdf
Смотреть фоторепортаж: Премьера спектакля «Каштанка»