9 мая 2025

Журнал «Культура Урала» о премьере «Эшелон»

Журнал «Культура Урала» о премьере «Эшелон»

В уральском издании вышла статья, посвященная премьере спектакля «Эшелон» Нижнетагильского театра кукол.

ПОЕЗД ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПРОШЛОЕ....

Нижнетагильский театр кукол в преддверии 80-летия Победы призвал зрителей поразмышлять о судьбах людей, которым выпало жить, любить, умирать в те страшные годы. Команда из Санкт-Петербурга: режиссер Петр Васильев, художник Алевтина Торик, знакомые тагильчанам по постановкам «Франкенштейн», «Ромео и Джульетта» и «Евгений Онегин», создала спектакль «Эшелон», основой которого стали рассказы простых людей.

Зрители заходят в зал, где вместо привычных звонков слышат гудки, предупреждающие о скором отправлении железнодорожного состава. Один, два, три – начинается «посадка в поезд». И вместе с героями спектакля мы поедем в историческое путешествие по мотивам произведений Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» и Николая Никулина «Воспоминания о войне».

Вагон давно ждет. Пять пассажиров поднимаются в него. Каждый получает мешок, а там - письма-треугольники от погибших родных – целый океан боли, сотканный из строчек, воспоминаний и тишины, понятной без слов. Стучат колеса. Пассажиры мечтают о тепле. Поезд едет к Победе, но путь до заветной стации долог и тяжел. И пока движется эшелон, мы слышим пронзительные истории о подвигах, потерях, надежде и мечте....

«В основе спектакля -– литература, которая появилась в начале 1990-х годов, когда о войне можно стало говорить по-другому, не только в стиле «расцветали яблони и груши...». А еще, прославляя подвиг наших солдат и не забывая, что нами была одержана Великая Победа, мы говорим о том, какой ценой она досталась, – рассказывает режиссер. – Сложность работы состояла в том, чтобы вычленить что-то и потом соединить в единую композицию. Военные истории – это истории многих людей. Можно брать за основу историю одной семьи в нашей стране и на основе этого писать книги, снимать фильмы... Ставить спектакли...».

Герои «Эшелона» - комсомолка, бабушка с внучкой, фронтовая медсестра, женщина-военнослужащая и контуженный солдат – их объединил этот поезд особого назначения и частные горькие эпизоды из жизни, которые составляют одну общую трагедию.

Спектакль охватывает разные события периода 1941-45 годов. Герои перечитывают письма родных и делятся тяжелыми воспоминаниями о внезапном наступлении немцев, об осажденном Ленинграде, об истреблении врагами целой деревни, о подвигах наших связистов…

Артист Роман Брилев за годы работы в театре в военной постановке занят впервые: «Всегда сложно, когда ты в одном спектакле играешь нескольких персонажей, еще сложнее, когда это не детский, а серьезный спектакль. У каждого персонажа своя судьба, тяжелая… Непрост переключиться с одной истории на другую».

Вместе с артистами на сцене безликие куклы, символизирующие общее горе, лицо которого одинаково для всех. Отдельным «участником» спектакля является свет. Он полностью погружает в действо, заставляет трепетать, пробивает до мурашек…
С художником по свету Павлом Малкиным театр работал впер вые. Опыт удался. Необычное световое решение органично вписалось в концепцию режиссера.

«Эшелон» — спектакль для семейного просмотра. Создатели рекомендуют смотреть его с детьми, достигшими 12‑летнего возраста. Тут есть о чем поговорить, над чем задуматься и что осмыслить…

Оксана Исупова
Выпуск №4 (130), апрель, 2025 год, стр. 3-4.

https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/ku_042025.pdf