В первый учебный день на знакомство со студентами актриса Нижнетагильского театра кукол и педагог колледжа искусств Светлана Шибнева принесла мышь. За партами – серьезные люди, которые хотят блистать на сцене театров и в кино, а тут мышь. Кукольная, конечно. Но вдруг мышка крутанула хвостом, бросила на аудиторию хитрый взгляд и ожила! Это была лучшая реклама отделения «Артист театра кукол». 20 лет назад ожившая кукла впечатлила студентку Наталью Молоканову, сегодня она – главный режиссёр Нижнетагильского театра кукол. А Светлана Ивановна продолжает удивлять зрителей и учеников своей актёрской магией.
Не одно поколение детей выросло на сказках с участием легендарного кукловода Нижнетагильского театра кукол Светланы Шибневой, в её биографии – уже более двухсот ролей! Светлана Ивановна из тех актеров, чье творчество полностью оправдывает почетное звание «Заслуженного артиста России». Ее обожают зрители, уважают коллеги и студенты отделения «Артист театра кукол». В Нижнетагильском колледже искусств она воспитала множество прекрасных актеров, в том числе основной творческий состав театра кукол.
Большой профессиональный юбилей Светлана Ивановна отпразднует в следующем году, а 10 сентября 2022-го её ждёт другая, личная и прекрасная круглая дата. В общем, поводов для разговора с актрисой у нас достаточно.
Светлана Шибнева в спектакле «Федорино горе»
– Светлана Ивановна, все же хотят стать актрисами, а тут – кукловод. Так и мечталось?
– Нет. Я пришла в театр кукол актрисой вспомогательного состава, но грезила о… театре драмы! Одновременно занималась в студии Народного ТЮЗа при Драматическом театре, играла в студенческом театре «ВАМ»...
– Что же изменило ваше отношение к работе кукловода?
– Судьба. В определенный момент передо мной встал выбор – остаться и развиваться в театре кукол или уйти в драматический. И тут мне открыла глаза на работу кукольника режиссёр Фелицата Георгиевна Ранцева. Удивительная личность, её преданность искусству поражала. Она помогла мне глубже понять, как работает и живет кукла, убедила, вдохновила и навсегда влюбила в профессию.
– Кем для вас стала кукла?
– Мне очень нравится её оживлять. Доставать из себя нужные чувств, эмоции, вкладывать это в куклу и наблюдать, как она одухотворяется. При этом она учится у меня так же, как я учусь у нее!
А еще важное: в театре кукол, в отличие от драмы, я могу играть роли любого возраста. Например, сейчас на репетициях спектакля «Серая шейка» мы исследуем детскую душу. Мне нравится находить контакт со своим внутренним ребенком и наслаждаться детскими способностями мечтать и верить в лучшее. Думаю, в другом театре я не смогла бы так мечтать... А здесь мне Господь дает такие моменты, такие судьбы и множество детств. Это огромное счастье!
Светлана Шибнева в спектакле «Серая шейка»
– Наверное, не только из прекрасных моментов складывается профессия кукольника?
– Вы правы, это очень трудная профессия, в том числе физически трудная. Помимо создания образа куклы, нужно приспосабливаться к её конструкции и особенностями, держать на весу. Кроме того, есть и сопротивление самой куклы. Бывает, что она отзывается работать, пока ты не полюбишь её… Сложно определить нашу профессию в паре предложений. Наверное, в любой работе без любви и увлеченности ничего хорошего не получится.
– Встречались вам куклы, с которыми очень сложно было работать?
– В одном спектакле мне очень сложно было играть Владычицу. Кукла яркая, властная, хозяйка города. Всё это мне как-то несвойственно, я тогда привыкла играть разных принцесс, воздушных девушек «ох-ах». И я никак не могла перейти на что-то такое жесткое, сильное. Но благодаря постановщикам, всё же влезла в шкуру героини и она сама по себе начала меня двигать. Персонаж получился крупным, мощным, кукла не мельчила, какая она стерва была!
Еще запомнилась роль в «Каштанке», красивом и трогательном спектакле. У моего персонажа Собачки не было реплик, она просто лаяла, но через лай нужно было передать всё! Очень интересная задача.
Светлана Шибнева в образе для новогодней интермедии
– Что еще, помимо сопротивления куклы, нужно преодолевать актёру-кукольнику?
– Я не могу работать, когда режиссер на меня кричит. Сразу теряюсь, не понимаю ничего, перестаю быть собой. А вот сейчас, например, с режиссером Алексеем Смирновым, который ставит у нас «Аладдин и волшебный светильник» очень легко и прекрасно работается! Он мягкий и спокойный, но всегда добивается результата, скульптурно выстраивает каждое движение кукол, чувствует его и отрабатывает с актёрами.
– Вы сказали, что вкладываете в куклу много чувств и эмоций, а как пополняете запасы энергии?
– Помню, как играла Еву в «Божественной комедии». Выходила из дома пораньше, чтобы подготовиться: шла в театр и любовалась окружающим миром – деревьями, небом… Это насыщало и очищало меня от рутины.
Чем еще напитываться? Историями, которые ставим. Вот как с «Серой шейкой». Сижу в отпуске дома, читаю сценарий, реву. А потом добираюсь до того наивного вопроса маленькой уточки «Мама, ты ведь не навсегда улетаешь?» и он помогает справиться с эмоциями. Вот такие моменты не только наполняют, но и становятся терапией, которая помогает справиться с личными утратами, трудностями. Проживаешь жизнь заново, душу свою залечиваешь.
– А где вам в театре, кроме сцены, очень хорошо, какой уголок ваш любимый?
– Любимое место – в зале, где-нибудь на последнем ряду. Люблю смотреть оттуда спектакли, репетиции. Ты там один на один со всем этим…
Светлана Шибнева в спектакле «Алые паруса»