18 сентября 2019

Большой, тёплый, необычный: спектакль-эксперимент «Отрочество» создали в театре кукол

Спектакль по русской классике на языке современных подростков создали в театре кукол. Повесть Толстого рассказали с помощью спецэффектов, видеографики и большого количества бумаги. Но смысл остался неизменным: нет ничего важнее любви и понимания, особенно если речь о детях и родителях.

Спектакли по пьесе «Отрочество» известного драматурга Ярославы Пулинович идут на сценах многих драматических театров России, однако на кукольной сцене это произведение появилось впервые. На творческий эксперимент Нижнетагильский театр кукол решился благодаря большой профессиональной команде постановщиков.

Режиссёр – известная пермячка Юлия Батурина, лауреат многочисленных премий. В своём прочтении классики она выделила три главных слова: «мама», «море», «молоко». По мнению режиссёра, именно они самые важные, потому мать даёт жизнь, без молока дети не смогут вырасти, а море – первое и самое яркое впечатление в жизни ребёнка.

- Мне понравилось, что театр кукол выбрал именно эту пьесу. Сегодня проблема отцов и детей стоит особенно остро, ведь с Интернетом и гаджетами мы становимся всё дальше друг от друга, – рассказывает режиссёр Юлия Владиленовна Батурина.

Для Юлии Владиленовны Батуриной новый спектакль – первая кукольная постановка, все прежние её работы были созданы на сценах драматических театров. Предыдущую версию «Отрочества» она сделала в рэп-стиле. В тагильском варианте обошлось без радикальных приёмов, но эксперименты присутствуют. Например, в спектакле почти нет кукол в привычном понимании. Их заменили «ожившие куклы», в которых с помощью специальных костюмов и хореографии превращаются актёры.

Юлия Батурина признается, что ей, режиссеру театра драмы, работать с актёрами-кукольниками было непросто, но интересно:

- Ребята привыкли всё отдавать куклам. Поэтому во время работы над спектаклем они учились жить на сцене самостоятельно. Этот новый опыт сделал игру невероятно живой и эмоциональной (настолько, что во время репетиций почти все успели пореветь), – отмечает режиссёр.

Еще один «кукольный прием» – крафтовая бумага. На сцене её много: она шуршит и шелестит, из неё сворачивают наряды и различные предметы. Бумажное решение принадлежит художнику-постановщику Людмиле Семячковой, заслуженному работнику культуры РФ:

- Театр кукол требует особых средств выражения, ими в спектакле стали листы бумаги, прекрасный материал может бесконечно менять форму, его можно мять, рвать. Эти неустойчивые состояния бумаги похожи на устройство нашей памяти. Воспоминания главного героя, на которых построен спектакль, такие же непрочные, фрагментарные. С другой стороны, бумага – это еще и шумовые эффекты, и наша дань классической бумажной литературе. Ассоциаций масса и все они дают свободу фантазии зрителей, – поясняет художница.

На художественный образ спектакля работает и видеографика, специально для постановки её создала режиссёр-документалист Ирина Панкова из Кирова. Необычные световые решения придумал известный екатеринбургский художник по свету Максим Сергачёв. Музыкальное оформление принадлежит композитору из Кургана Павлу Мальгину. За сцены с потасовками, танцами, светские манеры и этикет в спектакле отвечает балетмейстер из Екатеринбурга Ольга Дорогова.

«Отрочество» стало одной из самых масштабных работ Нижнетагильского театра кукол. В нем задействована большая команда постановщиков и вся театральная труппа, а также студенты колледжа искусств.

Этой премьерой театр кукол 19 сентября открывает 76-й творческий сезон и новый образовательный проект «Школьная классика», задача которого – познакомить детей с хорошей литературой и приобщить к театру. В программу «Школьной классики» включена еще одна постановка – сказка «Крошечка-Хаврошечка». В конце сезона к ним добавится майская премьера – «Синяя птица» от знакомого тагильскому зрителю петербургского режиссера Никиты Шмитько.

Узнать больше о спектакле и работе над ним: тут


Смотреть фоторепортаж: Премьера спектакля «Отрочество»