История театра

Начало. Артисты из Ленинграда

В Нижнем Тагиле спектакли для детей начали ставить ещё в царской России силами учеников Выйского училища. В советский период при заводских клубах действовали агитационные и самодеятельные площадки, но профессиональных театров не было. Только в 1940-м было принято решение создать в городе Кукольный театр, но не вышло, началась война.

В годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил эвакуировали тысячи рабочих, инженеров, техническую и творческую интеллигенцию из Ленинграда и других городов СССР. Новые горожане были неравнодушны к искусству: на концертах и спектаклях гастролирующих коллективов всегда были аншлаги.

Осенью 1943 года в город перевели Ленинградский Новый театр (Академический театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург). На Урал ленинградцы привезли 14 репертуарных спектаклей. 15 октября 1943-го премьерой «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева в клубе железнодорожников им. Горького Ленинградский новый театр начал тагильский период. Но главное событие случилось в следующем году…

19 апреля 1944 года городская газета сообщала:
«Областной комитет по делам искусств организует в Тагиле кукольный театр, задачей которого будет обслуживание детей Тагильского района».

Через месяц, 17 мая 1944 года, было подписано решение об организации профессионального театра кукол.

Директором театра назначили Д. Л. Слонимскую, а художественным руководителем – Ю. И. Матвееву.

Решение Нижнетагильского горсовета о создании театра в 1944 году
Решение Нижнетагильского горсовета о создании театра в 1944 году

Создательница Нижнетагильского театра кукол Юлия Матвеева
Создательница Нижнетагильского театра кукол Юлия Матвеева
Актриса Ленинградского театра оперетты А. Шольц и пианистка тагильского Дома учителя З. Гуськова
Актриса Ленинградского театра оперетты А. Шольц и пианистка тагильского Дома учителя З. Гуськова
Актриса Ленинградского нового театра Людмила Козлова и артист, воспитанник Нижнетагильского детского дома Г. Федоров
Актриса Ленинградского нового театра Людмила Козлова и артист, воспитанник Нижнетагильского детского дома Г. Федоров

Образовалась команда единомышленников. К Юлии Матвеевой подключились другие участники труппы Ленинградского нового театра – актёры Людмила Козлова, Александр Ададуров, а также актриса Ленинградского театра оперетты А. Шольц. В числе первых кукольников были и тагильчане: участница клуба самодеятельности им. Горького Л. Быковская, пианистка Дома учителя З. Гуськова. Позднее труппу пополнили эвакуированная из Москвы драматическая актриса А. Червякова и воспитанники Нижнетагильского детского дома Г. Федоров, Т. Бельтюкова.

Первая премьера

Началась работа коллектива, который состоял всего из 9 человек. Им предстояло учиться работать с куклами, создавать и одевать их, придумывать и монтировать декорации.

Сказка Андерсена «Принцесса и свинопас» стала первым спектаклем, который кукольники показали зрителям. Сцену оформил художник В. А. Казанович, над куклами трудились всем коллективом. Актрисы приносили старые платья, чтобы сшить из них костюмы для персонажей.

Премьеру назначили на 13 июня 1944 года… Вот как об этом вспоминала актриса театра Людмила Петровна Козлова: «По городу развешаны афиши, а зрителей нет, тогда мы отправились на улицу и пригласили ребят на спектакль. Следующие представления прошли при полном зале».

Вскоре о театре узнал весь город. Успех был полный. В честь 50-го показа устроили торжественное представление. К концу лета решили готовить новый спектакль по пьесе Н. Гернет «Гусёнок». Затем были поставлены «Театрализованный доклад» по басням И. Крылова и «Морозко» по мотивам русских сказок.

Афиша первых спектаклей
Афиша первых спектаклей

Заметка в газете «Тагильский рабочий» от марта 1945 о премьере спектакля «Морозо»
Заметка в газете «Тагильский рабочий» от марта 1945 о премьере спектакля «Морозо»
Пригласительный билет на просмотр 50-го спектакля «Принцесса и свинопас». 20 октября 1944 года
Пригласительный билет на просмотр 50-го спектакля «Принцесса и свинопас». 20 октября 1944 года
Реклама первого спектакля театра кукол «Принцесса и свинопас» в газете «Тагильский рабочий»
Реклама первого спектакля театра кукол «Принцесса и свинопас» в газете «Тагильский рабочий»

7 августа 1944: теперь точно открылись

«Завтра открывается театр», – такая заметка появилась 6 августа 1944 года в газете «Тагильский рабочий» рядом с объявлениями о курсах садоводов и праздновании дня железнодорожника. В первой программе театра – пьеса в трех действиях «Принцесса и Свинопас».

Как мы уже писали, премьеру этой сказки кукольники показали еще 13 июня 1944 года, но именно 7 августа спектакль представили уже совсем официально. Обратной дороги нет – театру быть!

Позже, 19 августа 1944 года, в «Тагильском рабочем» вышла большая статья журналистов A. Андреса и B. Таскина, посвященная открытию театра. Это, можно сказать, первая рецензия на постановку тагильских кукольников.

Фрагмент первой рецензии на спектакль тагильских кукольников:
«Нижне-Тагильский кукольный театр открылся спектаклем «Принцесса и свинопас» по сказке Андерсена. Выбор пьесы удачен. Сказочность вообще основная стихия кукольного театра, а мягкая андерсеновская ирония, его романтизм, несущий в себе подлинную любовь к правде, уважение к человеку и отвращение ко всему лживому, его искусство в шутливой форме разрешать этические проблемы, имеют большое воспитательное значение.
Переходя к оценке спектакля, нельзя не отметить превосходной работы режиссера и худ.руководителя Ю. К. Матвеевой. Ею создан умный и тонкий спектакль. В нем – та особая бодрящая звонкость, праздничность и жизнерадостность, которые являются отличительным свойством настоящего кукольного «действа». Большая заслуга Ю. К. Матвеевой, что за короткий срок ей удалось обучить актеров почти профессиональному мастерству кукловождения, заразить их настоящей любовью к своему делу.
Спектакль получился острый, задорный и лиричный…»

Первая рецензия на первую премьеру тагильских кукольников.
Первая рецензия на первую премьеру тагильских кукольников.

1945-й!

В победном 1945-м создательница Нижнетагильского театра кукол Юлия Матвеева вернулась в Ленинград. Худруком вместо неё стала Мария Логиновская – выпускница школы-студии МХАТ, которая приехала на Урал ещё до войны. Её режиссёрским дебютом стали «Сказки бабушки Татьяны».

Благодаря активной деятельности Марии Георгиевны, новый юный театр сумел выжить в тяжелейших условиях послевоенного времени. Кукольники часто выезжали со спектаклями в детские сады и ясли, в пионерские лагеря Новотагильского завода, Тагилстроя, ВЖР, Коксохимпроизводства, Золотопродснаба. Летом 1945 года 10 тысяч детей посмотрели 42 спектакля!

В конце 1945 года коллектив готовился к Всесоюзному смотру детских театров, он проходил в Москве. Специально для конкурса Мария Логиновская написала пьесу «Огневушка-поскакушка» по мотивам сказов П. П. Бажова. Оформляли спектакль известные в городе художники О. Бернгард и М. Крамской. А заведующая музыкальной частью Зоя Васильевна Гуськова проехала по деревням, чтобы собрать народную музыку.

Мария Георгиевна Логиновская была худруком театра в 1945-1946 годах
Мария Георгиевна Логиновская была худруком театра в 1945-1946 годах

Волнительная премьера «Огневушки-поскакушки» состоялась в феврале 1946 года, а уже в конце месяца спектакль посмотрели члены областной комиссии Всесоюзного конкурса. Критики отметили высокую художественную ценность постановки и выдвинули на смотр в Москве. В итоге Нижнетагильский театр кукол был признан лучшим в стране. Это было первое крупное признание! Повторить достижение удалось в 1957 году.

Программка спектакля «Огневушка-поскакушка» с автографом автора и постановщицы М. Г. Логиновской. Спектакль принимал участие во Всесоюзном смотре спектаклей для детей
Программка спектакля «Огневушка-поскакушка» с автографом автора и постановщицы М. Г. Логиновской. Спектакль принимал участие во Всесоюзном смотре спектаклей для детей
Пригласительный билет на общественный смотр спектакля «Огневушка-поскакушка». 1946 год
Пригласительный билет на общественный смотр спектакля «Огневушка-поскакушка». 1946 год
Заметка в газете «Тагильский рабочий» от 20 октября 1946 года о подготовке к Всесоюзному смотру детских театров.
Заметка в газете «Тагильский рабочий» от 20 октября 1946 года о подготовке к Всесоюзному смотру детских театров.

Переезд и премьеры, премьеры…

Первую премьеру «Принцесса и свинопас» в 1944 году кукольники сыграли в Доме учителя на Ленинском переулке. Затем театр переместился в Клуб пионеров на Ленина, 19 (экс-кинотеатр «Искра»). В 1947-м снова переезд… В тесное здание на Первомайской, 23. Без вестибюля, раздевалки, комнаты для репетиций и оформительских цехов. Но творческую команду такие трудности не испугали!

Здание городского Клуба пионеров на Ленина, 19 (экс-кинотеатр «Искра»), где в 1946-1947 годы размещался театр кукол
Здание городского Клуба пионеров на Ленина, 19 (экс-кинотеатр «Искра»), где в 1946-1947 годы размещался театр кукол
Здание городского Клуба пионеров на Ленина, 19 (экс-кинотеатр «Искра»), где в 1946-1947 годы размещался театр кукол
Здание городского Клуба пионеров на Ленина, 19 (экс-кинотеатр «Искра»), где в 1946-1947 годы размещался театр кукол

В театре появился новый художественный руководитель и режиссёр Михаил Гирусов, которого перевели из Драматического театра. В 1948 году афиша наполнилась премьерами: «Кошкин дом», «Минутка», «Сказки партизанского леса», «Двенадцать месяцев», «Красная Шапочка», «РВС», «Волшебная калоша».

Афиша спектакля «Кошкин дом», постановка М. В. Гирусова
Афиша спектакля «Кошкин дом», постановка М. В. Гирусова
Программа спектакля «Двенадцать месяцев» в постановке М. В. Гирусова. 1948 год
Программа спектакля «Двенадцать месяцев» в постановке М. В. Гирусова. 1948 год
Программа спектакля «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» с автографом постановщика и худ. руководителя театра в 1947-1950 г.г. М. В. Гирусова
Программа спектакля «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» с автографом постановщика и худ. руководителя театра в 1947-1950 г.г. М. В. Гирусова

Живой план и невероятные куклы

В 1949-м в пьесе «С кем поведешься, от того и наберешься» впервые появился «живой план». До этого спектакли ставились на ширме и зрители видели актёров только в финале, выходящими на поклон. Первой предстала перед публикой Н. А. Шольц в роли Бабушки (спектакль «С кем поведешься, того и наберешься»).

 «Живой план» дополняла живая музыка. Её писали композиторы В. Куплетский и Н. Успенский, их сочинения исполняла на рояле З. Гуськова. Для выступлений на городских площадках и в деревенских клубах приглашали баяниста. Музыкальное сопровождение исчезло в 1970-е – появилась звукозапись.

До этой технической революции произошло немало интересного. Например, в театре появился постоянный художник. Алексей Николаевич Кириллов, демобилизовавшийся из армии. Более 20 лет он оформлял спектакли и создавал интереснейших кукол, которыми восторгались актёры не только тагильского, но и других театров.

Кукла Емеля из спектакля «По щучьему веленью» (реж. В. Д. Куликов, худ. А. Н. Кириллов)
Кукла Емеля из спектакля «По щучьему веленью» (реж. В. Д. Куликов, худ. А. Н. Кириллов)

По воспоминаниям актрисы Алины Ивановны Берговиной, на Областном смотре молодых артистов восторженные коллеги по цеху атаковали гримёрки тагильских актёров, чтобы посмотреть, каким образом брызжут слёзы из глаз Царевны Несмеяны и как двигаются вёдра в спектакле «По щучьему велению».

Именно при Алексее Кириллове состоялся переход от перчаточных кукол к тростевым. Первый спектакль в таком формате – «Красная шапочка».

Актриса Алина Ивановна Берговина
Актриса Алина Ивановна Берговина
Переход от перчаточных кукол к тростевым. Спектакль «Аленький цветочек»
Переход от перчаточных кукол к тростевым. Спектакль «Аленький цветочек»
Н. Н. Успенский – композитор и музыкальный руководитель театра в 1940-1950 г. г.
Н. Н. Успенский – композитор и музыкальный руководитель театра в 1940-1950 г. г.

1950-е годы. Продолжаем творить и мимируем!

В 50-е театр сотрудничал с режиссерами В. Витольдом, В. Ткаченко, В. Утешинским, А. Кравченко. Постановщиком часто выступала актриса Л. П. Козлова. В репертуаре: «Аленький цветочек», «Заяц и лиса», «Новый зуб», «Котофей Иванович», «Иван - крестьянский сын», «Два мастера», «Тимур и его команда», «Птичье молоко».

В спектакле «Пятак и Пятачок» впервые использована мимирующая кукла, а в «Снежной Королеве» появилась новая форма вождения кукол двумя руками: правой кукловод управлял головой куклы, левой – её руками.

Актёры театра с куклами. 1950 год
Актёры театра с куклами. 1950 год
Коллектив театра кукол в 1950 году
Коллектив театра кукол в 1950 году
Актёры на выезде
Актёры на выезде

150 премьер за 20 лет, а дома нет…

В 1960-е с театром сотрудничали режиссёры В. Куликов и А. Игнатов. Репертуар пополнился премьерами «Поросёнок Чок», «Военная тайна», «Каюкин день», «Заклятые враги», «По Щучьему велению».

Отличные результаты театр показал к 20-летию. В 1964 году итоги работы обсуждались на заседаниях исполкома горсовета. Из достижений: за 20 лет подготовлено 150 постановок, показано 8 тысяч спектаклей. Из проблем: отсутствие постоянной площадки…

Спектакль «Заклятые враги» (режиссёр В. Д. Куликов, художник А. Н. Кириллов).
Спектакль «Заклятые враги» (режиссёр В. Д. Куликов, художник А. Н. Кириллов).
Спектакль «Приключения Пифа» (режиссёр В. Д. Куликов, художник А. Н. Кириллов).
Спектакль «Приключения Пифа» (режиссёр В. Д. Куликов, художник А. Н. Кириллов).
Спектакль «Тайна» (режиссёр В. Д. Куликов, художник А. Н. Кириллов).
Спектакль «Тайна» (режиссёр В. Д. Куликов, художник А. Н. Кириллов).

Театр продолжал вести кочевую жизнь. После маленького и некомфортного помещения на Первомайской, коллектив перебрался в жилой дом на улице Тагильский Криуль, а затем в здание Музыкального училища, оно находилось в бывшем доме купцов Треуховых на Кирова, 21. Пора было что-то менять!

Бывший дом купцов Треуховых, Кирова, 21
Бывший дом купцов Треуховых, Кирова, 21

У театра появился дом!

Строительство театрального дома началось в 1967-м и завершилось 26 апреля 1969 года. Театр построили в Комсомольском сквере. При царской России здесь была Базарная площадь. После Гражданской войны торговые лавки снесли, а в 1925-м создали парк.

Здание спроектировал заслуженный архитектор РСФСР Александр Обухов. Зрителей ждали: просторная сцена, зал на 300 человек, уютное фойе, буфет. Актёры и техперсонал получили мастерские, гримёрные, репетиционный зал.

Барельеф фасада театра украшают семь героев – Ключик, Буратино, Мальвина, милый пёс Артемон и весёлые человечки с золотыми трубами. Он выполнен художниками Владимиром и Галиной Кусковыми.

Барельеф на фасаде театра выполнен Владимиром и Галиной Кусковыми
Барельеф на фасаде театра выполнен Владимиром и Галиной Кусковыми

Свой дом у театра появился только в 1969 году
Свой дом у театра появился только в 1969 году
Театр построили в Комсомольском сквере. При царской России здесь была Базарная площадь
Театр построили в Комсомольском сквере. При царской России здесь была Базарная площадь
После Гражданской войны торговые лавки снесли, а в 1925-м создали парк. С 1931-го до 50-х годов на месте, где стоит театр, находился цирк
После Гражданской войны торговые лавки снесли, а в 1925-м создали парк. С 1931-го до 50-х годов на месте, где стоит театр, находился цирк
Здание тетра кукол в 1970-е. Фото из архива Евгения Шалгина
Здание тетра кукол в 1970-е. Фото из архива Евгения Шалгина
Художественное панно на стене в фойе стало одним из узнаваемых символов театра кукол
Художественное панно на стене в фойе стало одним из узнаваемых символов театра кукол

Художественным достоянием театра и города стало большое панно на стене в фойе театра. Его создали известные тагильские художники: Михаил Дистергефт, Николай  Плисковский и Евгений Седухин. Последний выступил автором эскизов.

Художественное панно на стене в фойе стало одним из узнаваемых символов театра кукол
Художественное панно на стене в фойе стало одним из узнаваемых символов театра кукол
Панно создали известные тагильские художники: Михаил Дистергефт, Евгений Седухин, Николай  Плисковский
Панно создали известные тагильские художники: Михаил Дистергефт, Евгений Седухин, Николай Плисковский

Появились очереди в кассу

Первыми спектаклями на новой сцене стали «Волшебник Изумрудного города», «Новые приключения Пифа», «Три поросёнка» в постановке воронежского Олега Зарубина. Приезд этого режиссёра подарил зрителям жизнерадостные, весёлые постановки.

«Медвежонок Римтимти» Олега Зарубина стал одним из любимых спектаклей у малышей. Актриса Ирина Грачева так живо представила маленького медвежонка, что ребята писали ему письма.

Главный герой спектакля «Медвежонок Римтимти» так понравился детям, что они начали писать ему письма!
Главный герой спектакля «Медвежонок Римтимти» так понравился детям, что они начали писать ему письма!

«Новые приключения Пифа» – один из первых спектаклей, который сыграли на новой сцене
«Новые приключения Пифа» – один из первых спектаклей, который сыграли на новой сцене
«Новые приключения Пифа»
«Новые приключения Пифа»
«Новые приключения Пифа» – один из первых спектаклей, который сыграли на новой сцене
«Новые приключения Пифа» – один из первых спектаклей, который сыграли на новой сцене
- Программа спектакля «Три поросёнка», одной из первых постановок, которую показали на новой сцене
- Программа спектакля «Три поросёнка», одной из первых постановок, которую показали на новой сцене

Дружба и любовь театра со зрителями крепла с каждым годом. В фойе стали проводиться выставки детского творчества и новогодние представления с ёлками. Проходили зрительские конференции, «Дни театра», недели «Театр и дети», лекции и беседы для школьников, а на страницах газеты «Тагильский рабочий» публиковали не только сообщения о новых спектаклях и рецензии, но и творческие портреты актёров. Появились очереди в кассу театра!

Отметим директоров театра, которые работали в 70-е: И. В. Галинайтис, П. И. Дубинский, Л. А. Федосеева.

В фойе стали проводиться выставки, праздники, встречи со зрителями
В фойе стали проводиться выставки, праздники, встречи со зрителями
В фойе стали проводиться выставки, праздники, встречи со зрителями
В фойе стали проводиться выставки, праздники, встречи со зрителями
Заметки о театре кукол стали публиковаться в городской прессе на регулярной основе
Заметки о театре кукол стали публиковаться в городской прессе на регулярной основе

Первые кукольные спектакли для взрослых

Большой вклад в жизнь театра внес режиссёр из Украины Василий Иванович Ващаев. Он поставил первые кукольные спектакли для взрослых: «Божественная комедия» (1971), «Прелестная Галатея» (1972).

Оформление и музыку для «Божественной комедии» позаимствовали у театра кукол Сергея Образцова, но поставили абсолютно по-своему: актёры выступали вместе с персонажами. Спектакль «Прелестная Галатея» удивил разнообразием кукол, их было 56! И в каждую нужно было вдохнуть жизнь.

Афиша спектакля «Божественная комедия», одного из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
Афиша спектакля «Божественная комедия», одного из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971)
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971) Артисты И. Уткин, С. Райкова
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971) Артисты И. Уткин, С. Райкова
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971) Артисты И. Уткин, С. Райкова
«Божественная комедия» – один из первых кукольных спектаклей для взрослых (1971) Артисты И. Уткин, С. Райкова
«Прелестная Галатея» – в числе первые кукольных спектаклей для взрослых (1972)
«Прелестная Галатея» – в числе первые кукольных спектаклей для взрослых (1972)
«Прелестная Галатея» – в числе первые кукольных спектаклей для взрослых (1972)
«Прелестная Галатея» – в числе первые кукольных спектаклей для взрослых (1972)

Появились спектакли для подростков и молодежи – остроумные пародийные «Романтики» и «Генералы в юбках». В спектакле «Братья-разбойники» артисты впервые вышли в масках.

Сцена из спектакля «Романтики»
Сцена из спектакля «Романтики»
Сцена из спектакля «Романтики»
Сцена из спектакля «Романтики»
Сцена из спектакля «Генералы в юбках»
Сцена из спектакля «Генералы в юбках»

Что еще?

Театр активно ставит пьесы народов СССР «Дельфиния», «Дзег, сын Дзега, «Чинчарака». В репертуаре появились «В лесу родилась ёлочка», «Дочь Золотого змея», «Сказ о храбром мальчише», «Дядя Фёдор, пёс и кот», а к 250-летию Нижнего Тагила поставили «Серебряное копытце».

Помимо Василия Ващаева, в 70-е годы много замечательных спектаклей создали режиссёры Григорий Мазин и Александр Янкелевич. Последний запомнился тем, что в постановках активно использовал драматические способности актёров. 

Режиссёр Василий Ващаев
Режиссёр Василий Ващаев

Спектакль «Дельфиния». Режиссёр Василий Иванович Ващаев
Спектакль «Дельфиния». Режиссёр Василий Иванович Ващаев
Спектакль «Дельфиния». Режиссёр Василий Иванович Ващаев
Спектакль «Дельфиния». Режиссёр Василий Иванович Ващаев
Режиссёр Александр Янкелевич
Режиссёр Александр Янкелевич

Театр в чемодане, игры, шоу и великолепная сценография

Что смотрели зрители театра кукол в 1980-е и 1990-е?
«Необыкновенные приключения Буратино», «Золушка», «Чешская сказка», «Кот-в-сапогах», «38 попугаев», «Путешествие длиною в ночь». А еще экспериментальную (!) сказку «Серебряное копытце», её создали в новом формате «театр в чемодане».

Театр начал проводить множество праздников в фойе и на площади перед зданием, мини-концерты перед спектаклями. Устраивались творческие встречи, зрительские конференции, театральные игры, создана «Школа Буратино», продаются абонементы.

Репетиция спектакля «Золушка». Режиссёр Василий Ващаев. 1973 год.
Репетиция спектакля «Золушка». Режиссёр Василий Ващаев. 1973 год.

Спектакль «Необыкновенные приключения Буратино». Папа Карло – В. Ващаев, Буратино – И. Маслова, Мальвина – Ширижева. 1973 год.
Спектакль «Необыкновенные приключения Буратино». Папа Карло – В. Ващаев, Буратино – И. Маслова, Мальвина – Ширижева. 1973 год.
Театр начал проводить множество праздников в фойе и на площади перед зданием
Театр начал проводить множество праздников в фойе и на площади перед зданием
Театр начал проводить множество праздников в фойе и на площади перед зданием
Театр начал проводить множество праздников в фойе и на площади перед зданием
Театр начал проводить множество праздников в фойе и на площади перед зданием
Театр начал проводить множество праздников в фойе и на площади перед зданием
Театр начал проводить множество праздников в фойе и на площади перед зданием
Театр начал проводить множество праздников в фойе и на площади перед зданием

Начало 80-х запомнилось великолепной сценографией детских и взрослых постановок «Алые паруса», «Вий», «Чудо-юдо», «Пурпурный конь». Последние два спектакля были потрясающе оформлены талантливым московским художником С. Таракановым. Эффектные превращения, происходившие тогда на сцене, могли посоревноваться с компьютерными спецэффектами!

Спектакль «Алые паруса». Актриса Светлана Райкова-Шибнева. Режиссёр Александр Янклевич
Спектакль «Алые паруса». Актриса Светлана Райкова-Шибнева. Режиссёр Александр Янклевич
Спектакль «Вий». Режиссёр Александр Янклевич
Спектакль «Вий». Режиссёр Александр Янклевич

В конце 80-х театр возглавил художественный руководитель Григорий Гольдман. Сразу возник творческий альянс с директором театра О. П. Цибизовой. Ольга Петровна руководила театром почти 32 года, с 1985 по 2016 год.

Директор театра Ольга Цибизова
Директор театра Ольга Цибизова

Впервые в России на кукольной сцене – «Собачье сердце» Михаила Булгакова

Нижнетагильский театр кукол в числе первых в стране поставил «Собачье сердце».  Спектакль создали в 1989 году режиссёр Григорий Гольдман и художники Ирина Данилевская и Ольга Матусевич.

Григорий Гольдман:
«В июне 1987 года в журнале "Знамя" впервые была напечатана повесть "Собачье сердце". В 1988 году вышел фильм В. Бортко, а в 1989 году в Нижнетагильском театре кукол я поставил спектакль по этой замечательной повести. Насколько я знаю, с тех пор в театрах кукол никто не ставил "Собачье сердце". В 1990 году мы показали спектакль на фестивале "Рязанские смотрины" и выиграли приз рязанского телевидения, который заключался во вручении нам видеозаписи спектакля. Тогда это была огромная редкость! К сожалению, оператор сидел справа от сцены, поэтому ракурсы иногда неудачные. И, конечно, качество оставляет желать лучшего... Но всё-таки! Посмотрите, кому интересно»

Режиссёр Григорий Гольдман
Режиссёр Григорий Гольдман

Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Спектакль «Собачье сердце». 1989 год. Режиссёр Григорий Гольдман.
Куклы из спектакля «Собачье сердце»
Куклы из спектакля «Собачье сердце»
Куклы из спектакля «Собачье сердце»
Куклы из спектакля «Собачье сердце»
Куклы из спектакля «Собачье сердце»
Куклы из спектакля «Собачье сердце»

Первый вертепный спектакль на Урале

Десять лет с театром сотрудничали народный артист Украины Сергей Ефремов и его супруга – засл. арт. Украины Элеонора Смирнова. В 90-е они подарили городу множество ярких спектаклей. Например, «Ты, я и кукольник», «Метёлыч и Бантик». А постановка «Рождественский вертеп» (режиссёр Сергей Ефремов, художник Ирина Уварова, скульптор Евгений Волков) стала настоящим событием!

«Рождественский вертеп» (1993) стал первым вертепным спектаклем на Урале! В 2015 году легендарную постановку восстановили, сохранив декорации и уникальных кукол (каждая вручную вырезана из дерева, оформлена металлическим декором и красочным текстилем).

Спектакль «Рождественский вертеп»
Спектакль «Рождественский вертеп»
Спектакль «Рождественский вертеп»
Спектакль «Рождественский вертеп»
Спектакль «Рождественский вертеп»
Спектакль «Рождественский вертеп»
Афиша спектакля «Рождественский вертеп»
Афиша спектакля «Рождественский вертеп»
Программа спектакля «Рождественский вертеп»
Программа спектакля «Рождественский вертеп»

Накануне 21 века…

… театр в отличной форме: труппа ездит на крупные театральные фестивали и гастроли. Коллектив побывал почти во всех городах и посёлках Свердловской области, во многих городах России и за рубежом. На гастрольной карте появились: Москва, Улан-Удэ, Знаменск, Абакан, Новокузнецк, Сыктывкар, Харьков, Чита, Ухта, Инта, Самарканд, Рязань, Сочи, Ижевск, Омск, Оренбург, также Украина, Узбекистан, Польша, Чехия, Италия, Израиль.

Из крупных достижений – в 1997 году моноспектакль Светланы Шибневой «Шалунишки» взял Гран-при на Международном фестивале в Польше (Ломжа).

Моноспектакль Светланы Шибневой «Шалунишки»
Моноспектакль Светланы Шибневой «Шалунишки»
Моноспектакль Светланы Шибневой «Шалунишки»
Моноспектакль Светланы Шибневой «Шалунишки»
Спектакль «Шалунишки» получил Гран-при на Международном фестивале в Польше (Ломжа)
Спектакль «Шалунишки» получил Гран-при на Международном фестивале в Польше (Ломжа)
Спектакль «Шалунишки» получил Гран-при на Международном фестивале в Польше (Ломжа)
Спектакль «Шалунишки» получил Гран-при на Международном фестивале в Польше (Ломжа)

Вся жизнь – в театре

Театр кукол – это навсегда. И для зрителей, и для артистов. Более 40 лет отдали сцене прекрасные актёры Алина Берговина и Зоя Кошкарова. 45 лет трудился здесь чудесный актёр Григорий Уманский.

Отметим и знаковых режиссёров, поставивших большое количество спектаклей: М. В. Гирусов, О. В. Зарубин, А. М. Янкелевич, Г. М. Гольдман, С. И. Ефремов, С. И. Гетецкий, Б. П. Ходырев, В. Ф. Беляев.

А это легенды нашего театра. В составе труппы – заслуженные артисты России Владимир и Светлана Шибневы. 1 мая 2023 Владимир Геннадьевич отметил 50-летие творческой деятельности, а 12 июня 2023-го исполнилось 55 лет с тех пор, как Светлана Ивановна впервые вышла на сцену театра кукол.

Актриса Зоя Кошкарова и кукла «Квак», спектакль «Царь-Водокрут»
Актриса Зоя Кошкарова и кукла «Квак», спектакль «Царь-Водокрут»
Актриса Зоя Кошкарова
Актриса Зоя Кошкарова
Актёр Григорий Уманский
Актёр Григорий Уманский
Актёр Григорий Уманский
Актёр Григорий Уманский
Актёр Владимир Шибнев
Актёр Владимир Шибнев
Актриса Светлана Шибнева (в центре)
Актриса Светлана Шибнева (в центре)
Актриса Алина Берговина (в центре)
Актриса Алина Берговина (в центре)
Актриса Алина Берговина
Актриса Алина Берговина
Артисты театра 1980-е, 1990-е годы
Артисты театра 1980-е, 1990-е годы
Артисты театра 1980-е, 1990-е годы
Артисты театра 1980-е, 1990-е годы

Главный проект начала новой эры

В 21 век театр шагнул с новыми спектаклями, идеями и безграничной любовью к своему делу. Главным проектом начала новой эры стало создание в Нижнетагильском колледже искусств отделение «Актёр театра кукол». Это произошло в 2002 году при активном участии Нижнетагильского театра кукол.

Всё это время бессменные руководители курса – заслуженные артисты РФ Владимир и Светлана Шибневы. Под их чутким наставничеством и руководством выросло множество профессиональных артистов-кукольников. Большая часть труппы Нижнетагильского театра кукол, а также главный режиссёр Наталья Молоканова – воспитанники этого талантливого дуэта.

Первый набор колледжа искусств на отделение «Артист театра кукол» 2002-2006 г.г.
Первый набор колледжа искусств на отделение «Артист театра кукол» 2002-2006 г.г.

Театр в 21 веке

73-й творческий сезон театр встретил с новым директором – Татьяной Александровной Ткачёвой. Вместе с ней театральная команда создаёт новые проекты, расширяет репертуар современными постановками, сотрудничает с известными российскими драматургами, режиссёрами и художниками.

Активно проходит гастрольная жизнь коллектива. Карта поездок пополняется новыми городами: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Киров, Тольятти, Казань, Владимир, Магнитогорск, Вологда, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень и др.

Кукольники получают награды крупных российских и международных фестивалей. Среди достижений – победы в грантовых конкурсах, в т.ч. Президентского фонда культурных инициатив и «Город друзей – город идей» компании ЕВРАЗ. Также коллектив принимает участие в федеральных проектах «Культура малой родины», «Пушкинская карта». А еще является коллективным членом «Ассоциации театров Урала» и с 2017 года – членом Международного союза деятелей театров кукол (UNIMA).

В 2015 году в театре появилась еще малая сцена. На ней ставят бэби-сказки, камерные спектакли для детей и взрослых. Актуальный репертуар театра составляет 40 спектаклей. Помимо этого, кукольники развивают около 20 проектов. Это образовательные программы, посвященные театральному искусству и литературе, профориентационные уроки, а также социальные, инклюзивные (экскурсия «Особый театр для особых детей», спектакли с тифломкомментированием для зрителей с нарушениями зрения) и культурные: здесь и детская мастерская актёра-кукольника, фестиваль-конкурс юных артистов «Золотой ключик», праздники, акции, онлайн-проекты.

В 2024 году Нижнетагильский театр кукол отметил 80-летие. Несмотря на солидный возраст, театр имеет статус современного культурного центра, который ценит прошлое и смело смотрит в будущее!