В Нижнем Тагиле спектакли для детей начали ставить ещё в царской России силами учеников Выйского училища. В советский период при заводских клубах действовали агитационные и самодеятельные площадки, но профессиональных театров не было. Только в 1940-м было принято решение создать в городе Кукольный театр, но не вышло, началась война.
В годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил эвакуировали тысячи рабочих, инженеров, техническую и творческую интеллигенцию из Ленинграда и других городов СССР. Новые горожане были неравнодушны к искусству: на концертах и спектаклях гастролирующих коллективов всегда были аншлаги.
Осенью 1943 года в город перевели Ленинградский Новый театр (Академический театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург). На Урал ленинградцы привезли 14 репертуарных спектаклей. 15 октября 1943-го премьерой «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева в клубе железнодорожников им. Горького Ленинградский новый театр начал тагильский период. Но главное событие случилось в следующем году…
19 апреля 1944 года городская газета сообщала:
«Областной комитет по делам искусств организует в Тагиле кукольный театр, задачей которого будет обслуживание детей Тагильского района».
Через месяц, 17 мая 1944 года, было подписано решение об организации профессионального театра кукол.
Директором театра назначили Д. Л. Слонимскую, а художественным руководителем – Ю. И. Матвееву.
Образовалась команда единомышленников. К Юлии Матвеевой подключились другие участники труппы Ленинградского нового театра – актёры Людмила Козлова, Александр Ададуров, а также актриса Ленинградского театра оперетты А. Шольц. В числе первых кукольников были и тагильчане: участница клуба самодеятельности им. Горького Л. Быковская, пианистка Дома учителя З. Гуськова. Позднее труппу пополнили эвакуированная из Москвы драматическая актриса А. Червякова и воспитанники Нижнетагильского детского дома Г. Федоров, Т. Бельтюкова.
Началась работа коллектива, который состоял всего из 9 человек. Им предстояло учиться работать с куклами, создавать и одевать их, придумывать и монтировать декорации.
Сказка Андерсена «Принцесса и свинопас» стала первым спектаклем, который кукольники показали зрителям. Сцену оформил художник В. А. Казанович, над куклами трудились всем коллективом. Актрисы приносили старые платья, чтобы сшить из них костюмы для персонажей.
Премьеру назначили на 13 июня 1944 года… Вот как об этом вспоминала актриса театра Людмила Петровна Козлова: «По городу развешаны афиши, а зрителей нет, тогда мы отправились на улицу и пригласили ребят на спектакль. Следующие представления прошли при полном зале».
Вскоре о театре узнал весь город. Успех был полный. В честь 50-го показа устроили торжественное представление. К концу лета решили готовить новый спектакль по пьесе Н. Гернет «Гусёнок». Затем были поставлены «Театрализованный доклад» по басням И. Крылова и «Морозко» по мотивам русских сказок.
«Завтра открывается театр», – такая заметка появилась 6 августа 1944 года в газете «Тагильский рабочий» рядом с объявлениями о курсах садоводов и праздновании дня железнодорожника. В первой программе театра – пьеса в трех действиях «Принцесса и Свинопас».
Как мы уже писали, премьеру этой сказки кукольники показали еще 13 июня 1944 года, но именно 7 августа спектакль представили уже совсем официально. Обратной дороги нет – театру быть!
Позже, 19 августа 1944 года, в «Тагильском рабочем» вышла большая статья журналистов A. Андреса и B. Таскина, посвященная открытию театра. Это, можно сказать, первая рецензия на постановку тагильских кукольников.
Фрагмент первой рецензии на спектакль тагильских кукольников:
«Нижне-Тагильский кукольный театр открылся спектаклем «Принцесса и свинопас» по сказке Андерсена. Выбор пьесы удачен. Сказочность вообще основная стихия кукольного театра, а мягкая андерсеновская ирония, его романтизм, несущий в себе подлинную любовь к правде, уважение к человеку и отвращение ко всему лживому, его искусство в шутливой форме разрешать этические проблемы, имеют большое воспитательное значение.
Переходя к оценке спектакля, нельзя не отметить превосходной работы режиссера и худ.руководителя Ю. К. Матвеевой. Ею создан умный и тонкий спектакль. В нем – та особая бодрящая звонкость, праздничность и жизнерадостность, которые являются отличительным свойством настоящего кукольного «действа». Большая заслуга Ю. К. Матвеевой, что за короткий срок ей удалось обучить актеров почти профессиональному мастерству кукловождения, заразить их настоящей любовью к своему делу.
Спектакль получился острый, задорный и лиричный…»
В победном 1945-м создательница Нижнетагильского театра кукол Юлия Матвеева вернулась в Ленинград. Худруком вместо неё стала Мария Логиновская – выпускница школы-студии МХАТ, которая приехала на Урал ещё до войны. Её режиссёрским дебютом стали «Сказки бабушки Татьяны».
Благодаря активной деятельности Марии Георгиевны, новый юный театр сумел выжить в тяжелейших условиях послевоенного времени. Кукольники часто выезжали со спектаклями в детские сады и ясли, в пионерские лагеря Новотагильского завода, Тагилстроя, ВЖР, Коксохимпроизводства, Золотопродснаба. Летом 1945 года 10 тысяч детей посмотрели 42 спектакля!
В конце 1945 года коллектив готовился к Всесоюзному смотру детских театров, он проходил в Москве. Специально для конкурса Мария Логиновская написала пьесу «Огневушка-поскакушка» по мотивам сказов П. П. Бажова. Оформляли спектакль известные в городе художники О. Бернгард и М. Крамской. А заведующая музыкальной частью Зоя Васильевна Гуськова проехала по деревням, чтобы собрать народную музыку.
Волнительная премьера «Огневушки-поскакушки» состоялась в феврале 1946 года, а уже в конце месяца спектакль посмотрели члены областной комиссии Всесоюзного конкурса. Критики отметили высокую художественную ценность постановки и выдвинули на смотр в Москве. В итоге Нижнетагильский театр кукол был признан лучшим в стране. Это было первое крупное признание! Повторить достижение удалось в 1957 году.
Первую премьеру «Принцесса и свинопас» в 1944 году кукольники сыграли в Доме учителя на Ленинском переулке. Затем театр переместился в Клуб пионеров на Ленина, 19 (экс-кинотеатр «Искра»). В 1947-м снова переезд… В тесное здание на Первомайской, 23. Без вестибюля, раздевалки, комнаты для репетиций и оформительских цехов. Но творческую команду такие трудности не испугали!
В театре появился новый художественный руководитель и режиссёр Михаил Гирусов, которого перевели из Драматического театра. В 1948 году афиша наполнилась премьерами: «Кошкин дом», «Минутка», «Сказки партизанского леса», «Двенадцать месяцев», «Красная Шапочка», «РВС», «Волшебная калоша».
В 1949-м в пьесе «С кем поведешься, от того и наберешься» впервые появился «живой план». До этого спектакли ставились на ширме и зрители видели актёров только в финале, выходящими на поклон. Первой предстала перед публикой Н. А. Шольц в роли Бабушки (спектакль «С кем поведешься, того и наберешься»).
«Живой план» дополняла живая музыка. Её писали композиторы В. Куплетский и Н. Успенский, их сочинения исполняла на рояле З. Гуськова. Для выступлений на городских площадках и в деревенских клубах приглашали баяниста. Музыкальное сопровождение исчезло в 1970-е – появилась звукозапись.
До этой технической революции произошло немало интересного. Например, в театре появился постоянный художник. Алексей Николаевич Кириллов, демобилизовавшийся из армии. Более 20 лет он оформлял спектакли и создавал интереснейших кукол, которыми восторгались актёры не только тагильского, но и других театров.
По воспоминаниям актрисы Алины Ивановны Берговиной, на Областном смотре молодых артистов восторженные коллеги по цеху атаковали гримёрки тагильских актёров, чтобы посмотреть, каким образом брызжут слёзы из глаз Царевны Несмеяны и как двигаются вёдра в спектакле «По щучьему велению».
Именно при Алексее Кириллове состоялся переход от перчаточных кукол к тростевым. Первый спектакль в таком формате – «Красная шапочка».
В 50-е театр сотрудничал с режиссерами В. Витольдом, В. Ткаченко, В. Утешинским, А. Кравченко. Постановщиком часто выступала актриса Л. П. Козлова. В репертуаре: «Аленький цветочек», «Заяц и лиса», «Новый зуб», «Котофей Иванович», «Иван - крестьянский сын», «Два мастера», «Тимур и его команда», «Птичье молоко».
В спектакле «Пятак и Пятачок» впервые использована мимирующая кукла, а в «Снежной Королеве» появилась новая форма вождения кукол двумя руками: правой кукловод управлял головой куклы, левой – её руками.
В 1960-е с театром сотрудничали режиссёры В. Куликов и А. Игнатов. Репертуар пополнился премьерами «Поросёнок Чок», «Военная тайна», «Каюкин день», «Заклятые враги», «По Щучьему велению».
Отличные результаты театр показал к 20-летию. В 1964 году итоги работы обсуждались на заседаниях исполкома горсовета. Из достижений: за 20 лет подготовлено 150 постановок, показано 8 тысяч спектаклей. Из проблем: отсутствие постоянной площадки…
Театр продолжал вести кочевую жизнь. После маленького и некомфортного помещения на Первомайской, коллектив перебрался в жилой дом на улице Тагильский Криуль, а затем в здание Музыкального училища, оно находилось в бывшем доме купцов Треуховых на Кирова, 21. Пора было что-то менять!
Строительство театрального дома началось в 1967-м и завершилось 26 апреля 1969 года. Театр построили в Комсомольском сквере. При царской России здесь была Базарная площадь. После Гражданской войны торговые лавки снесли, а в 1925-м создали парк.
Здание спроектировал заслуженный архитектор РСФСР Александр Обухов. Зрителей ждали: просторная сцена, зал на 300 человек, уютное фойе, буфет. Актёры и техперсонал получили мастерские, гримёрные, репетиционный зал.
Барельеф фасада театра украшают семь героев – Ключик, Буратино, Мальвина, милый пёс Артемон и весёлые человечки с золотыми трубами. Он выполнен художниками Владимиром и Галиной Кусковыми.
Художественным достоянием театра и города стало большое панно на стене в фойе театра. Его создали известные тагильские художники: Михаил Дистергефт, Николай Плисковский и Евгений Седухин. Последний выступил автором эскизов.
Первыми спектаклями на новой сцене стали «Волшебник Изумрудного города», «Новые приключения Пифа», «Три поросёнка» в постановке воронежского Олега Зарубина. Приезд этого режиссёра подарил зрителям жизнерадостные, весёлые постановки.
«Медвежонок Римтимти» Олега Зарубина стал одним из любимых спектаклей у малышей. Актриса Ирина Грачева так живо представила маленького медвежонка, что ребята писали ему письма.
Дружба и любовь театра со зрителями крепла с каждым годом. В фойе стали проводиться выставки детского творчества и новогодние представления с ёлками. Проходили зрительские конференции, «Дни театра», недели «Театр и дети», лекции и беседы для школьников, а на страницах газеты «Тагильский рабочий» публиковали не только сообщения о новых спектаклях и рецензии, но и творческие портреты актёров. Появились очереди в кассу театра!
Отметим директоров театра, которые работали в 70-е: И. В. Галинайтис, П. И. Дубинский, Л. А. Федосеева.
Большой вклад в жизнь театра внес режиссёр из Украины Василий Иванович Ващаев. Он поставил первые кукольные спектакли для взрослых: «Божественная комедия» (1971), «Прелестная Галатея» (1972).
Оформление и музыку для «Божественной комедии» позаимствовали у театра кукол Сергея Образцова, но поставили абсолютно по-своему: актёры выступали вместе с персонажами. Спектакль «Прелестная Галатея» удивил разнообразием кукол, их было 56! И в каждую нужно было вдохнуть жизнь.
Появились спектакли для подростков и молодежи – остроумные пародийные «Романтики» и «Генералы в юбках». В спектакле «Братья-разбойники» артисты впервые вышли в масках.
Театр активно ставит пьесы народов СССР «Дельфиния», «Дзег, сын Дзега, «Чинчарака». В репертуаре появились «В лесу родилась ёлочка», «Дочь Золотого змея», «Сказ о храбром мальчише», «Дядя Фёдор, пёс и кот», а к 250-летию Нижнего Тагила поставили «Серебряное копытце».
Помимо Василия Ващаева, в 70-е годы много замечательных спектаклей создали режиссёры Григорий Мазин и Александр Янкелевич. Последний запомнился тем, что в постановках активно использовал драматические способности актёров.
Что смотрели зрители театра кукол в 1980-е и 1990-е?
«Необыкновенные приключения Буратино», «Золушка», «Чешская сказка», «Кот-в-сапогах», «38 попугаев», «Путешествие длиною в ночь». А еще экспериментальную (!) сказку «Серебряное копытце», её создали в новом формате «театр в чемодане».
Театр начал проводить множество праздников в фойе и на площади перед зданием, мини-концерты перед спектаклями. Устраивались творческие встречи, зрительские конференции, театральные игры, создана «Школа Буратино», продаются абонементы.
Начало 80-х запомнилось великолепной сценографией детских и взрослых постановок «Алые паруса», «Вий», «Чудо-юдо», «Пурпурный конь». Последние два спектакля были потрясающе оформлены талантливым московским художником С. Таракановым. Эффектные превращения, происходившие тогда на сцене, могли посоревноваться с компьютерными спецэффектами!
В конце 80-х театр возглавил художественный руководитель Григорий Гольдман. Сразу возник творческий альянс с директором театра О. П. Цибизовой. Ольга Петровна руководила театром почти 32 года, с 1985 по 2016 год.
Нижнетагильский театр кукол в числе первых в стране поставил «Собачье сердце». Спектакль создали в 1989 году режиссёр Григорий Гольдман и художники Ирина Данилевская и Ольга Матусевич.
Григорий Гольдман:
«В июне 1987 года в журнале "Знамя" впервые была напечатана повесть "Собачье сердце". В 1988 году вышел фильм В. Бортко, а в 1989 году в Нижнетагильском театре кукол я поставил спектакль по этой замечательной повести. Насколько я знаю, с тех пор в театрах кукол никто не ставил "Собачье сердце". В 1990 году мы показали спектакль на фестивале "Рязанские смотрины" и выиграли приз рязанского телевидения, который заключался во вручении нам видеозаписи спектакля. Тогда это была огромная редкость! К сожалению, оператор сидел справа от сцены, поэтому ракурсы иногда неудачные. И, конечно, качество оставляет желать лучшего... Но всё-таки! Посмотрите, кому интересно»
Десять лет с театром сотрудничали народный артист Украины Сергей Ефремов и его супруга – засл. арт. Украины Элеонора Смирнова. В 90-е они подарили городу множество ярких спектаклей. Например, «Ты, я и кукольник», «Метёлыч и Бантик». А постановка «Рождественский вертеп» (режиссёр Сергей Ефремов, художник Ирина Уварова, скульптор Евгений Волков) стала настоящим событием!
«Рождественский вертеп» (1993) стал первым вертепным спектаклем на Урале! В 2015 году легендарную постановку восстановили, сохранив декорации и уникальных кукол (каждая вручную вырезана из дерева, оформлена металлическим декором и красочным текстилем).
… театр в отличной форме: труппа ездит на крупные театральные фестивали и гастроли. Коллектив побывал почти во всех городах и посёлках Свердловской области, во многих городах России и за рубежом. На гастрольной карте появились: Москва, Улан-Удэ, Знаменск, Абакан, Новокузнецк, Сыктывкар, Харьков, Чита, Ухта, Инта, Самарканд, Рязань, Сочи, Ижевск, Омск, Оренбург, также Украина, Узбекистан, Польша, Чехия, Италия, Израиль.
Из крупных достижений – в 1997 году моноспектакль Светланы Шибневой «Шалунишки» взял Гран-при на Международном фестивале в Польше (Ломжа).
Театр кукол – это навсегда. И для зрителей, и для артистов. Более 40 лет отдали сцене прекрасные актёры Алина Берговина и Зоя Кошкарова. 45 лет трудился здесь чудесный актёр Григорий Уманский.
Отметим и знаковых режиссёров, поставивших большое количество спектаклей: М. В. Гирусов, О. В. Зарубин, А. М. Янкелевич, Г. М. Гольдман, С. И. Ефремов, С. И. Гетецкий, Б. П. Ходырев, В. Ф. Беляев.
А это легенды нашего театра. В составе труппы – заслуженные артисты России Владимир и Светлана Шибневы. 1 мая 2023 Владимир Геннадьевич отметил 50-летие творческой деятельности, а 12 июня 2023-го исполнилось 55 лет с тех пор, как Светлана Ивановна впервые вышла на сцену театра кукол.
В 21 век театр шагнул с новыми спектаклями, идеями и безграничной любовью к своему делу. Главным проектом начала новой эры стало создание в Нижнетагильском колледже искусств отделение «Актёр театра кукол». Это произошло в 2002 году при активном участии Нижнетагильского театра кукол.
Всё это время бессменные руководители курса – заслуженные артисты РФ Владимир и Светлана Шибневы. Под их чутким наставничеством и руководством выросло множество профессиональных артистов-кукольников. Большая часть труппы Нижнетагильского театра кукол, а также главный режиссёр Наталья Молоканова – воспитанники этого талантливого дуэта.
73-й творческий сезон театр встретил с новым директором – Татьяной Александровной Ткачёвой. Вместе с ней театральная команда создаёт новые проекты, расширяет репертуар современными постановками, сотрудничает с известными российскими драматургами, режиссёрами и художниками.
Активно проходит гастрольная жизнь коллектива. Карта поездок пополняется новыми городами: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Киров, Тольятти, Казань, Владимир, Магнитогорск, Вологда, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень и др.
Кукольники получают награды крупных российских и международных фестивалей. Среди достижений – победы в грантовых конкурсах, в т.ч. Президентского фонда культурных инициатив и «Город друзей – город идей» компании ЕВРАЗ. Также коллектив принимает участие в федеральных проектах «Культура малой родины», «Пушкинская карта». А еще является коллективным членом «Ассоциации театров Урала» и с 2017 года – членом Международного союза деятелей театров кукол (UNIMA).
В 2015 году в театре появилась еще малая сцена. На ней ставят бэби-сказки, камерные спектакли для детей и взрослых. Актуальный репертуар театра составляет 40 спектаклей. Помимо этого, кукольники развивают около 20 проектов. Это образовательные программы, посвященные театральному искусству и литературе, профориентационные уроки, а также социальные, инклюзивные (экскурсия «Особый театр для особых детей», спектакли с тифломкомментированием для зрителей с нарушениями зрения) и культурные: здесь и детская мастерская актёра-кукольника, фестиваль-конкурс юных артистов «Золотой ключик», праздники, акции, онлайн-проекты.
В 2024 году Нижнетагильский театр кукол отметил 80-летие. Несмотря на солидный возраст, театр имеет статус современного культурного центра, который ценит прошлое и смело смотрит в будущее!