Как все начиналось... 1944-1946 гг.

В годы Великой Отечественной войны Нижний Тагил принял более 40 промышленных предприятий, несколько учебных заведений, а также труппу Ленинградского Нового театра. Его актриса Ю. К. Матвеева организовала кукольный кружок и предложила в 1944 году создать в городе театр для детей.

19 апреля 1944 года городская газета сообщала: «Областной комитет по делам искусств организует в Тагиле кукольный театр, задачей которого будет обслуживание детей Тагильского района»

Хотя многие организационные вопросы ещё не были решены, директором театра уже назначили Д. Л. Слонимскую, художественным руководителем – Ю. И. Матвееву.

Через месяц, 17 мая 1944 года, «на основании решения исполкома областного Совета депутатов трудящихся исполком городского совета решил:
1) Организовать в г. Н. Тагиле профессиональный театр кукол;
2) Утвердить директором и распорядителем кредитов по театру т. Слонимскую Д. Л.».
(Решение исполкома Нижнетагильского городского совета депутатов трудящихся № 286 от 17 мая 1944 г.).
Через две недели в связи с переводом театра кукол с областного бюджета на городской (Решение № 329 от 31.05.1944 г.) городской финансовый отдел открыл кредит театру на май и июнь 1944 года.

Образовался коллектив единомышленников, в который вошли, кроме режиссера Ю. Матвеевой и актрисы Л. П. Козловой, актриса Ленинградского театра оперетты А. Шольц, Л.Р. Быковская, участница художественной самодеятельности клуба им. Горького, З. В. Гуськова, пианистка Дома учителя. Позднее труппу пополнили эвакуированная из Москвы драматическая актриса А. Червякова, а также воспитанники Нижнетагильского детского дома Г. Федоров, Т. Бельтюкова

Первый спектакль театра кукол – «Принцесса и свинопас» по сказке Г. Х. Андерсена состоялся 13 июня 1944 г. в Доме учителя (Ленинский переулок, 2).

Для премьеры была выбрана пьеса по сказке Андерсена «Принцесса и свинопас». Сцену оформил художник В. А. Казанович. Кукол с помощью актёров делала режиссер театра Матвеева. Актрисы приносили свои старые платья, чтобы сшить для них костюмы. Большая заслуга Ю. К. Матвеевой в том, что за сравнительно короткий срок ей удалось обучить актёров почти профессиональному мастерству кукловождения, заразить их настоящей любовью к делу.

В газете «Тагильский рабочий» от 6 августа 1944 года в небольшой заметке сообщалось: «Завтра (7 августа) открывается Нижнетагильский кукольный театр».

Вот как об этом вспоминала актриса театра Л. П. Козлова: «По городу развешаны афиши, а зрителей нет, тогда мы отправились на улицу и пригласили ребят на спектакль. Следующие представления прошли при полном зале».

Вскоре о работе театра узнал весь город. Спектакли шли часто, так как у детей были каникулы, и на 50-й спектакль устроили торжественное представление. Успех, как говорится, был полный. К концу лета стало понятно, что нужно готовить новый спектакль. Для этого выбрали пьесу известной детской писательницы Н. Гернет «Гусёнок». Чуть позже по басням И. А. Крылова режиссёром В. И. Бельтихиным был поставлен «Театрализованный доклад».

К деятельности подключались и другие работники эвакуированного в Тагил Ленинградского Нового театра. В газете «Тагильский рабочий» от 23 марта 1945 года отмечалось: «Артист Александр Ададуров по мотивам русских сказок написал пьесу «Морозко», которую поставила Ю. К. Матвеева. Роли исполняли: Елена – артистка Крылова, Дед Мороз – артистка Логиновская, Иван-Царевич – артистка Козлова, Матрёна – артистка Тихонова». Премьера сыграли в весенние каникулы.

В 1945 году создательница и вдохновительница тагильского театра кукол Ю. К. Матвеева вернулась в Ленинград. Художественным руководителем вместо неё стала Мария Георгиевна Логиновская, которая уже имела режиссёрский опыт. Её дебютом стала постановка спектакля «Сказки бабушки Татьяны» в 1945 году.

М. Г. Логиновская – выпускница школы-студии МХАТ, в Тагил она приехала до войны вместе с мужем-геологом. Благодаря ее активной деятельности по развитию детской театральной культуры, новый тагильский профессиональный театр сумел выжить в тяжелейших условиях военного времени. С самого начала работы театр обратился к зрителю не только школьного возраста, но и к дошкольникам. Артисты театра кукол под руководством М. Г. Логиновской часто выезжали со спектаклями в детские сады и ясли, а также в пионерские лагеря Новотагильского завода, Тагилстроя, ВЖР, Коксохимпроизводства, Золотопродснаба. Летом 1945 года 10 тысяч детей посмотрели 42 спектакля.

В конце 1945-го театральный коллектив активно готовился к Всесоюзному смотру детских театров, заключительный этап которого проходил в Москве. К этому событию худрук Мария Георгиевна Логиновская написала пьесу «Огневушка-поскакушка» по мотивам сказов П. П. Бажова. Оформляли спектакль известные в Тагиле художники О. Бернгард и М. Крамской. Заведующая музыкальной частью З. В. Гуськова специально для этого спектакля проехала по деревням, чтобы собрать народную музыку.

В феврале 1946 года состоялась премьера, а уже в конце месяца в Тагиле работала областная комиссия по отбору детских и кукольных спектаклей для участия во всесоюзном смотре. Посмотрев «Морозко» и «Огневушку-поскакушку», комиссия отметила несомненную художественную ценность спектаклей и большие перспективы театра для дальнейшего творческого роста. Областной отдел по делам искусств пригласил театр кукол на гастроли в Свердловск. Таким образом, спектакль «Огневушка-поскакушка» был отмечен областной комиссией и выдвинут на смотр в Москве.

Это было первое признание творческой деятельности тагильских кукольников и, как показало время, начало большого творческого пути!

Подготовлено материалам:

- Книга «Во имя Победы. Нижний Тагил 1941-1945», 2010 г.

- «Кукольный: начало большого пути», Галина ОСЕТРОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника (газета «Тагильский вариант» №18(157) от 22.05.2014)

- «Нижнетагильскому Театру кукол 60 лет», Ольга Мехоношина (журнал «Максималист» №11, 2004)