Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Официальный сайт Администрации города Нижний Тагил Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
23.05.2014

Кукольный: начало большого пути

Кукольный: начало большого пути

В мае 2014 года театр кукол отмечает своё 70-летие. Созданный в трудном военном 1944-м, он стал первым профессиональным театром Нижнего Тагила.
Музей-заповедник «Горнозаводской Урал» бережно сохраняет в своих фондах редкие музейные предметы, связанные с первыми годами существования любимого всеми театра: афиши, программы, фотографии, пригласительные билеты. Они переданы музею известным в городе человеком, профессором истории, краеведом, почётным гражданином города Татьяной Константиновной Гуськовой.

Её мама – Зоя Васильевна Гуськова, была музыкальным работником театра. Именно она подбирала музыку к спектаклям и сопровождала их игрой на рояле.

Казалось бы, что могут рассказать о деятельности театра скромные на вид экспонаты? Тем не менее, пожелтевшие, выцветшие листочки тонкой газетной бумаги несут массу информации о начале большого пути нынешнего юбиляра.

Театральные традиции Нижнего Тагила берут своё начало ещё в XVIII веке, когда силами учеников Выйского училища ставились отрывки из оперы Сальери. Образование самодеятельного театра служащих завода в 1842 году и Выйского народного театра в 1902 году сделало доступ к Мельпомене более постоянным, и не только для взрослого населения. Силами этих самодеятельных коллективов ставились спектакли и праздники для детей. Кроме того, при Выйском театре А. Ф. Бургером была организована детская студия, в которой юные артисты разыгрывали отрывки из сказочных спектаклей.

В советский период агитплощадки, самодеятельные театры существовали практически при всех заводских клубах. Видимо, вопрос о создании театра в городе волновал и местные власти. Ещё в 1920-е гг. самодеятельный «театр горсовета» пользовался большой популярностью и поддержкой тагильского руководства, но вряд ли самодеятельные труппы могли стать основой профессионального коллектива. В 1932 году в Свердловске были созданы два театра для детей: театр кукол и театр юного зрителя, которые посещали с гастролями Нижний Тагил раз в два-три года. Но этого было явно недостаточно. Интересно то, что документы Нижнетагильского исторического архива свидетельствуют: в нашем городе кукольный театр мог появиться гораздо раньше, ещё до войны.

В 1940 году исполком Нижнетагильского совета депутатов принял решение № 911 от 20.11.1940 г. «О кукольном театре», предполагая создать его в качестве «самостоятельной хозрасчётной организации» и определив местоположение ему в клубе пионеров. Была даже утверждена смета на содержание театра в размере 39 600 руб. доходов и 39 558,4 руб. расходов, разрешалось открыть текущий счёт в Госбанке и «распорядителем утвердить директора театра Андарова Андрея Павловича». Других документов, касающихся актёрского состава, здания театра и его возможной деятельности, в архивном фонде исполкома не обнаружено, что вполне понятно, так как через семь месяцев началась Великая Отечественная война.

Нижний Тагил принял более 40 промышленных предприятий, несколько учебных заведений, а также труппу Ленинградского Нового театра. Его актриса Ю. К. Матвеева организовала кукольный кружок и предложила в 1944 году создать в городе театр для детей. 19 апреля 1944 года городская газета сообщала: «Областной комитет по делам искусств организует в Тагиле кукольный театр, задачей которого будет обслуживание детей Тагильского района». Хотя многие организационные вопросы ещё не были решены, директором театра уже назначили т. Слонимскую, художественным руководителем - т. Матвееву. Через месяц, 17 мая 1944 года, «на основании решения исполкома областного Совета депутатов трудящихся исполком городского совета решил: 1) Организовать в г. Н. Тагиле профессиональный театр кукол; 2) Утвердить директором и распорядителем кредитов по театру т. Слонимскую Д. Л.». (Решение исполкома Нижнетагильского городского совета депутатов трудящихся № 286 от 17 мая 1944 г.). Через две недели в связи с переводом театра кукол с областного бюджета на городской (Решение № 329 от 31.05.1944 г.) городской финансовый отдел открыл кредит театру на май и июнь 1944 года.

Появление театра для детей в непростые военные годы было огромным шагом в развитии культуры Нижнего Тагила и Свердловской области. Первую прописку театр получил в Доме учителя по адресу: Ленинский переулок, 2 (Ремонтный переулок, 2, здание не сохранилось).

Сразу началась работа, Ю. К. Матвеева собрала небольшой творческий коллектив, всего девять человек, которые и начали готовить первый спектакль. Их имена мы можем видеть на одной из первых афиш театра - Р. Л. Быковская, Е. Р. Заславская, Л. П. Козлова, М. И. Крылова, М. Г. Логиновская, К. Н. Тихонова, Н. А. Шольц, А. И. Червякова и, конечно, Ю. К. Матвеева, художественный руководитель театра и постановщик спектаклей.

Для премьеры была выбрана пьеса по сказке Андерсена «Принцесса и свинопас». Кукол с помощью актёров делала сама Матвеева. Актрисы приносили свои старые платья, чтобы сшить для них костюмы. Большая заслуга Ю. К. Матвеевой в том, что за сравнительно короткий срок ей удалось обучить актёров почти профессиональному мастерству кукловождения, заразить их настоящей любовью к делу. Сцену оформил художник В. А. Казанович.

В газете «Тагильский рабочий» от 6 августа 1944 года в небольшой заметке сообщалось: «Завтра (7 августа) открывается Нижнетагильский кукольный театр».

Вот как об этом вспоминала Л. П. Козлова: «По городу развешаны афиши, а зрителей нет, тогда мы отправились на улицу и пригласили ребят на спектакль. Следующие представления прошли при полном зале».

Вскоре о работе театра узнал весь город. Спектакли шли часто, так как у детей были каникулы, и на 50-й спектакль устроили торжественное представление. Успех, как говорится, был полный. К концу лета стало уже понятно, что нужно готовить новый спектакль. Для этого выбрали пьесу известной детской писательницы Н. Гернет «Гусёнок». Чуть позже по басням И. А. Крылова режиссёром В. И. Бельтихиным был поставлен «Театрализованный доклад».

К деятельности кукольного подключались и другие работники Нового театра. В газете «Тагильский рабочий» от 23 марта 1945 года отмечалось: «Артист Александр Ададуров по мотивам русских сказок написал пьесу «Морозко», которую поставила Ю. К. Матвеева. Роли исполняли: Елена – арт. Крылова, Дед Мороз – арт. Логиновская, Иван-Царевич – арт. Козлова, Матрёна – арт. Тихонова». Премьера была сыграна в весенние каникулы.

В 1945 году создательница и вдохновительница тагильского театра кукол Ю. К. Матвеева вернулась в Ленинград. Художественным руководителем вместо неё стала Мария Георгиевна Логиновская, которая уже имела режиссёрский опыт. Её дебютом стала постановка спектакля «Сказки бабушки Татьяны» в 1945 году. В конце 1945-го коллектив труппа активно готовился к Всесоюзному смотру детских театров, заключительный этап которого должен был проходить в Москве.

Мария Георгиевна написала пьесу «Огневушка-поскакушка» по мотивам сказов П. П. Бажова. Именно её коллектив готовил к смотру. Оформляли спектакль известные в Тагиле художники О. Бернгард и М. Крамской. Заведующая музыкальной частью З. В. Гуськова специально для этого спектакля проехала по деревням, чтобы собрать народную музыку.

В феврале 1946 года состоялась премьера, а уже в конце месяца в Тагиле работала областная комиссия по отбору детских и кукольных спектаклей для участия во всесоюзном смотре. Посмотрев «Морозко» и «Огневушку-поскакушку», комиссия отметила несомненную художественную ценность спектаклей и большие перспективы театра для дальнейшего творческого роста. Областной отдел по делам искусств пригласил театр кукол на гастроли в Свердловск. Таким образом, спектакль «Огневушка-поскакушка» был отмечен областной комиссией и выдвинут на смотр в Москве. Это было первое признание творческой деятельности тагильских кукольников.

Театр жил своей жизнью. Ставились новые спектакли, но актёрам часто приходилось играть на выезде, в рабочих и сельских клубах, в школах и пионерских лагерях. Своего здания у кукольного не было. Из клуба пионеров (Ленина,19) в 1947 году пришлось перебраться в малоприспособленное здание на улице Первомайской, 23. В это же время в театре появился новый художественный руководитель и режиссёр М. Гирусов, которого перевели из драматического театра. Новый режиссёр ввел в кукольные постановки живой план. Спектакли тогда ставились на ширме, и зрители видели актёров только в конце спектакля, выходящими на поклон. Первой предстала перед публикой Н. А. Шольц в роли бабушки в спектакле «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Наконец, в театре появился постоянный художник. Им стал А. Н. Кириллов, демобилизовавшийся из армии. Более 20 лет он оформлял спектакли и создавал интереснейших кукол, которыми восторгались актёры не только тагильского, но и других театров. Именно при нём состоялся переход от перчаточных кукол к тростевым. Первый спектакль с такими куклами назывался «Красная шапочка». По воспоминаниям А. И. Берговиной, на областном смотре молодых артистов в 1968 году восторженные коллеги по цеху атаковали гримёрки наших актёров, чтобы посмотреть, каким образом брызжут слёзы из глаз Царевны Несмеяны, и как двигаются вёдра в спектакле «По щучьему велению». Годы становления театра, несомненно, были очень тяжелыми, но напряженная, кропотливая работа, творческий энтузиазм позволили преодолеть все трудности начального этапа в непростое военное и послевоенное время.

Семидесятилетняя история театра – это история интересных находок режиссёров, становления актёрских талантов, появления знаковых спектаклей, побед в конкурсах и на фестивалях. Любовь многих поколений тагильчан к первому в своей жизни театру - лучшая память о тех, кто создавал его в трудном военном 44-м году.


Галина ОСЕТРОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника

Газета «Тагильский вариант»

Нижнетагильский театр кукол

Касса театра

Тел. 41-93-53

Часы работы кассы

вт-сб 9:00 - 17:00
вс 9:00 - 15:00
пн - выходной
перерыв  12:00 - 13:00

Адрес

Нижний Тагил,
пр. Ленина, 14

Наш журнал

Журнал Такая вот петрушка