17 сентября 2015

Услышать их голоса

Услышать их голоса

Смотреть и видеть, слушать и слышать, плакать. В Нижнетагильском театре кукол к новому сезону создали спектакль о войне, динамичный, пронзительный, эмоциональный и почти без кукол.

В Нижнетагильском театре кукол готовятся к открытию нового, 72 театрального сезона. Он стартует в октябре. Но уже в сентябре зрители побывали на предпремьерном показе спектакля «Пока звучат их голоса…», созданного питерским режиссером Никитой Шмитько. Постановка масштабная (задействован весь женский состав труппы) и во многом экспериментальная. В ней нет единого сюжета, главных героев и почти нет кукол. Зато напряженное драматическое действо, созданное в клиповой манере, дополняют ожившие предметы, видеоряд, песочная анимация, танцы, песни и стихи…

Режиссер уверен, что все эти приемы привлекут внимание подростков и откроют им дверь в сложную и суровую реальность Великой Отечественной войны:

- Для нынешних детей Великая Отечественная стала чем-то далеким и абстрактным, как для многих из нас монголо-татарское нашествие… Очень хочется изменить это отношение, показать войну изнутри, глазами обыкновенного человека, без гор трупов, крови, героического пафоса… Вообще, в наше немирное время очень важен живой разговор о войне как стихии, так её ужас становится очевиднее, рассказывает Никита Шмитько.

Для этого важного разговора со зрителем он использовал женские голоса и не ошибся. Война – смерть, а женщина – жизнь, удачнее контраста и не подберешь. В основу спектакля легла откровенная книга «У войны не женское лицо» писательницы Светланы Алексиевич, которой удалось собрать почти 800 непарадных уникальных историй женщин-ветеранов. Режиссер выбрал самые выразительные и образные из них и дополнил еще одним голосом. Голосом своей бабушки – ленинградской поэтессы, ученицы Ольги Берггольц, блокадницы Галины Наполеоновны Бедновой. Никита Сергеевич:

- Бабушка всю жизнь писала стихи. Само собой, большинство стихов было о войне. А как иначе? Есть у нее такие строчки: «Кто-то родом из детства, я – из войны. Из блокадного бедствия, из его глубины…» В свое время бабушка на свои деньги издала три сборника стихотворений. Они долго лежали в книжных магазинах, стихи неизвестного поэта спросом не пользовались. Мои родители тайком скупали книги, что бы наша поэтесса чувствовала себя востребованной, читаемой… Я решил включить в спектакль «голос» Галины Бедновой, на сцене прозвучат три ее стихотворения.

Для того, чтобы заинтересовать столь серьезным материалом детей, режиссер Никита Шмитько и художник-постановщик Александра Громова долго искали форму и выразительные средства спектакля. В итоге – перед зрителями предстал сборник коротких концентрированных историй, дополненных мультимедийными технологиями.

Пронзительные женские монологи перемежаются хрониками войны, а также завораживающими видео, созданными методом песочной анимации. Причем один из песочных клипов рождается прямо на глазах у зала, его рисует на световом экране бежевым и красным песком одна из актрис. Внимание удерживают и причудливая игра света, музыкально-танцевальные партии. Стоит отметить необычные решения: шинели, улетающие в конце войны в небо, зависшие в воздухе колыбели или, например, пораженную выстрелом картонную мишень в форме человека, из сердца которой актриса, как фокусник из шляпы, тянет и тянет длинную алую ленту...

Таких приемов в «Пока звучат их голоса…» много, а вот куклы в привычном их виде отсутствуют. Создатели спектакля воспользовались популярным в Европе театральным форматом «человек-предмет», когда актер оживляет ключевой символ действия. Это и лежащий на дороге детский ботиночек, солдатские звездочки среди золы и костей, юбки из холщевых мешков, перешитые в пальто шинели, увядший цветок в горшке или картофель, рассыпавшийся, как погибшие на поле боя. Впрочем, несколько «кукольных» фрагментов все же встречается – словно откуда-то из параллельных миров на сцене возникает светящийся экран с крошечными теневыми персонажами.

Режиссер Никита Шмитько убежден, что конкретные вещи и детали скажут о войне больше, чем демонстрация сражений и подвигов. Не забывать, не глянцевать, не переписывать историю, услышать голос и правду живого человека, – вот то главное, что объединяет все сценические монологи, кричит на предельной громкости, хлопает, грохочет. Н е з а б ы в а т ь !

Что касается декораций, то тут создатели тоже обошлись минимумом. Голая сцена – фон для полноводного действа, ничто не должно отвлекать. Остались только свисающие с потолка в несколько рядов грубые доски: то ли разрушенный дом, то ли покосившийся забор, а в целом такая она и есть военная разруха. Также универсально решили использовать деревянные ящики. Во время спектакля они становятся хранилищами воспоминаний, патронов и оружия, дверями в прошлое, стульями и столами, гробами и окопами, плацем для марша… А в финале эти ящики встают во весь рост под крошащимся с неба сахарком снега и невероятно, до слёз сказочно превращаются в дома с цветными огнями окон. Теперь главное сберечь то, что отвоевали.

Судя по реакции зрителей, эксперимент режиссера и художника удался: они аплодировали стоя, шмыгали носом, а после спектакля в фойе и на улице обсуждали премьеру.

«Замечательный спектакль))) Все большие молодцы. Спасибо за эмоции и мурашки», - написал отзыв кто-то из посетителей.

Впрочем успех постановки угадывался с самого начала. Если бы вы зашли в театр кукол во время первой читки пьесы, то увидели бы такую картину: в центре – могучий режиссер, всхлипывающий над сценарием, вокруг – актрисы, глаза влажные, платочки белые…

И речь здесь не о слезах, просто спектакль «Пока звучат их голоса…» очень личный, а его тема никогда незаживающая. Не выйдет так, чтобы душа не дрогнула.

Варвара Земляникина, фото автора.


Смотреть фоторепортаж: «Пока звучат их голоса...»